В дополнение к переводу:
Manetho или Манетон (ManeJwn, ManeJwV, ManeJw) - первосвященник и секретарь египетских храмов во время Птолемеев I и II. С его именем соединяется представление о начале культа Сераписа. Ему приписываются философские, богословские и исторические, большею частью потерянные сочинения, напр. "Краткая физика" (jusikwn epitomh), "О праздниках" (peri ўEortvn), "О старине и благочестии" (peri arcaismou kai eusebeiaV), "Против Геродота" (ta proV Hrodotou), и сохранившиеся 6 книг астрологического сочинения Apotelesmatika. Особенно важны для современной науки Aiguptiaka или Aiguptiakh istoria; в этом труде он изложил на греческом языке прошлое своей родины, желая познакомить с ним, на основании первоисточников, Запад, который до тех пор мог знать об Египте только из Геродота и других, подобных ему, писателей. Будучи туземцем, имея доступ к египетской литературе, обладая эллинистическим образованием и вместе с тем сохраняя древнеегипетские традиции, М. мог с успехом выполнить задачу. Известностью, однако, труд М. в древности не пользовался, потому сохранился только в извлечениях Иосифа Флавия и христианских писателей Евсевия и Африкана. Первый приводит в своем памфлете против Апиона отрывки из истории 15 - 19 династий, последние - таблицу династий, с перечнем фараонов, с годами их царствований и некоторыми заметками, доказывающими, что традиция птолемеевских времен относительно древнейших династий опиралась на сказки и легенды. Далеко не всегда возможно согласить данные М. с результатами египтологических находок: помимо разности классической и птолемеевской традиций, имена царей искажались как греческой транскрипцией, так и переписчиками; к цифрам также следует относиться с осторожностью. При всем том М. - самый важный из всех авторов, погречески писавших об Египте; его схема истории Египта, с некоторыми изменениями, до сих пор служит основной. К сожалению, самые отрывки его труда известны лишь из третьих рук - Георгия Синкелла, армянского перевода Евсевия и Excerpta Barbari. Вероятно в подлиннике пользовался М. Африкан, Евсевий же имел под руками позднейшую переработку, сделанную с тенденциозной целью. Отрывки издал Muller ("Fragmenta Istoricum", II, 511). Ср. Bockh, "Manetho und Hundsternperiode" (Берл., 1845); Lepsius, "Chronologie d. Aegypter" (в "Зап. Берл. Акд."; 405); его же, "Konigsbuch"; Unger, "Chronologie d. Manetho"; Krall, "Die Komposition und die Schicksale des Maneth. Geschichtswerkes" (Вена, 1879); Maspero, в "Recueil de travaux" (17, 66 и 121). Имя М. значит: "возлюбленный богом Тотом". Б Т.
Пасть порву!
|