[ 01.04.2005 ] - Поездка в Каир - музей, пирамиды и сфинкс.
Дорога в Каир, ветряные мельницы, Каир - мегаполис, Каирский Египетский национальный музей, сокровища Тут Анх Амона, мумии, обед в шикарном ресторане, пирамиды, поход внутрь пирамиды Хефрена, Сфинкс и храм мумификации, торговля - масла, папирусы и сувениры, общительный гид, назад в Хургаду.
... Сегодня я ещё не спал. Время движется к 2:00 ночи - пора собираться в долгий путь к пирамидам. Наученный предыдущим опытом поездки в Луксор, беру с собой в автобус подушку из номера, ДВЕ бутылки воды и никаких плееров-книжек (ну разумеется за исключением русско-арабского разговорника). "Брекфаст ин зе бокс" на этот раз заказывать не стал. Жду на ресепшене. Готов к новым приключениям. Помня о рекомендациях русской девушки Аси в экскурсионном бюро, одел в поездку джинсы (опасаюсь, что будет жарко, но решил довериться). На ногах кеды - забыл переобуться в свои любимые ботинки, прошедщие со мной уже не одну тысячу километров. Может оно и к лучшему - в Луксоре мне было жарковато. Лучше бы я вернулся в номер сменить обувь (читай ниже) ... Автобус подкатил к отелю вовремя. Молодой араб - сопровождающий - спросил номер моей комнаты - "вахед вахед сыфр" ("один один ноль" - 110 - арабск.), забрал билет на экскурсию и поторопил загружаться в автобус. Свободных мест уже совсем нет - Sand Beach последний отель на маршруте по Хургаде, так что выбирать особо не из чего. Посадили на первое кресло (прямо около двери), там где обычно сидят гиды. Кстати, очень хорошее место в автобусе Если будет такая возможность обязательно занимайте его. Во-первых, гораздо большее пространство для ног - ничего не упирается в коленки (при моих 183см роста это очень актуально). Во-вторых, через лобовое стекло автобуса открываются лучшие виды на проезжаемые окрестности. И наконец, в-третьих, в случае чего моё тело будут выносить первым (чёрный юмор - в тему недавней аварии на трассе Хургада-Каир). Минусы - нельзя вытянуть на полную длину ноги (хотя это и на других местах не всегда получается). Вам, наверное, очень интересно, почему я так тщательно выбираю место в автобусе, и описываю - а всё потому, что путь к пирамидам это минимум 8 часов езды, причем на хорошей скорости, т.е в некотором роде испытание для организма. Отчаливаем ... Хургада остается позади. Устраиваюсь поудобнее - кресло откинул, подушка под голову, бейсболку вешаю на микрофон гидов. Задремал. Впереди длинный путь ...
... Автобус мчит в ночи. В отличие от поездки в Луксор, организованной и охраняемой колонны как таковой нет. Может быть наш автобус опоздал к выезду, может быть дорога на Каир менее опасна в отношении террористов, но с нами вместе ехало всего лишь несколько туристических автобусов и никакой охраны. Дорога к пирамидам идёт вдоль Красного моря до самого Суэца. Причём "вдоль моря" это именно вдоль моря. Вот что вы, например, представляете как дорогу идущую вдоль моря. Сразу в памяти всплывают картинки из Крыма или района Сочи - горы, обрыв, по краю петляет трасса, а где-то там внизу плещется море ... В нашем случае дорога тянется прямо, на уровне воды и в расстоянии всего лишь метров 20-25 от кромки прибоя. Правда непривычно? Дело в том, что на Красном море не бывает сильных штормов, а значит и опасности затопления или размытия трассы. Туристы дремлют ... В пути одна остановка прерывает их сон, уже ближе к рассвету. Заправочная станция, небольшой супермаркет - тут от нашей колонны осталось всего 4 автобуса, остальные, наверное, выбрали себе другую станцию для заправки. Выхожу покурить ... Арабы-заправщики и техники суетятся, обслуживая наш автобус. Один кричит мне "ноу... ноу смокинг". Точно, я же на заправке. Спрашиваю где можно "веэре ай кэн. хир?" показываю на место, чуть поотдаль. Араб улыбается и кричит мне "ноу. Хир ..." - показывает за ограду заправки. Юморной, ник уммак ... Едем дальше. Уже утром увидел одну из самых крупных ветрянных электростанций. Несколько километров ветряков стоят у моря, обдуваемые постоянными бризами. Постепенно автобус оживает ... Просыпаются туристы, разминают затёкшие от долгой поездки ноги, завтракают. Общаюсь с нашим сопровождающим арабом (Махмуд). Разговариваем о многом, но постепенно разговор перетекает в женскую тему. "Рашен гёрз вери-вери гуд" - "Ноу, юкрэйн гёрлз зе бест !!!" (отвечаю я). Может быть это и не патриотично, но мне действительно нравятся хохляткие дивчины. Он заливает мне про своих 4 жён, одна из которых украинка, а другая русская. Ну-ну, делаю вид, что верю ... Водитель слушает нас краем уха и опытно ухмыляется, смотря на дорогу. Махмуд просит меня написать по-русски sms его украинской подружке. Впервые увидел вбизи арабский мобильник. Забавно ... арабская вязь в меню, на кнопках, всё справа налево. Стандартные фразы. По-русски английскими буквами ... "я тебя люблю. очень скучаю. приезжай." Просит перевести, что я там написал - опасается, наверное, за свою Люду из Киева (телефон +38-ХХХ-ХХХ-ХХ-ХХ) Шутка, не такой уж я пАдонок и пАдлец. В благодарность угостил сигаретой Marlboro египетского разлива (жутко крепкие), но всё равно приятно покурить прямо в автобусе в окошко, когда у других туристов уши пухнут от длительного никотинового воздержания Чуть позже ко мне подсаживается мужик лет 40 из Херсона. Ему не повезло - впереди стоящее сидение было сломано и слишком сильно откидывалась назад. Разговорились ... Он с семьёй, жена и сын-подросток. Говорили про Крым, Одессу, Ющенко и оранжевую революцию. Независимый и неангажированный источник информации, так сказать ... Смотрю за окно. Чем ближе к Синаю, тем больше закрытых военных зон, запрещающих табличек, колючей проволоки - последствия военных конфликтов с евреями. До Каира еще пара часов. Дремлю ...
... Каир. Он поражает сразу же. Огромный мегаполис, самый большой город Африки и Ближнего Востока, город тысячи минаретов. Всё это правда. Каир (именнно сам город) произвёл на меня САМОЕ сильное впечатление в этой поездке в Египет. Автобус едет по Каиру - километры улиц, тысячи домов, миллионы людей, сотни очень красивых мечетей. Некоторые минареты очень высокие (я, пожалуй, и не видел выше зданий в своей жизни). Около часа мы ехали по улицам, мостам и виадукам ... Движение достаточно оживлённое, но не такое неорганизованное, как многие отмечают в своих отчётах о путешествиях. Да, стиль вождения очень многих мне показался достаточно рискованным, но вмеру. У нас на улицах тоже хватает подобных шумахеров... Площадь Эль-Тахрир - Каирский Египетский национальный музей. Нас быстро высаживают из автобуса и он отъезжает - стоянка тут запрещена. Гид, который подсел к нам чуть ранее, предупреждает о правилах поведения в музее. Видео и фотосъёмка - нельзя, руками ничего не трогать, туалет между первым и вторым этажом. Попросил оставить видео, фотокамеры и сумки в автобусе, чтобы не терять время в очереди в камеру хранения. Как я пожалел, что его послушал. Очереди никакой, камера хранения бесплатная, а снаружи музея тоже есть что поснимать. Двойной кордон проверок - на воротах музея металлоискатель и телевизор для сумок. Плюс охранники с ручными металлоискателями. А, непосредственно у входа в само здание музея еще рамки металлоискателей, телевизор и личный досмотр - мужчин досматривают мужчины, женщин - женщины. Все вещи, которые были со мной, заставили прокатить через телевизор (телефон, зажигалка, сигареты). Осматривают профессионально, куда не надо не залезают, где надо пощупают. Немного слов о гиде. Назвался Али Баба, египтянин, по русски говорит очень хорошо, на вид лет 40 (как потом выяснилось чуть за 30 - жаркое африканское солнце и неиссякаемый поток русских туристок делают своё чёрное дело). Достаточно образованный, очень интересно рассказывает, живо общается и шутит. Русских в нашем автобусе было человек 20. Под русскими я понимаю 19 украинцев и одного меня. Причем эти 19 русских очень обижались, когда их называли русскими (на гида в основном - "русские, за мной", "русская группа, встречаемся там-то"), в ответ они гордо заявляли (по-русски естественно) "мы - украинцы !!! мы - не русские." Весь рассказ нашего гида был построен с моим участием В тот день на мне была одета футболка с картой Египта (точнее Нила) с обозначением древних городов и развалин, поэтому Гид попросил меня выставить мой пупок всем на обозрение и тыкал в разные места, рассказывая о Луксоре, Фивах, Мемфисе, пирамидах, Древнем и Новом царстве. Верхнее царство располагалось как раз на моём пузе, а Нижнее на груди Народ, по началу удивлялся, ухмылялся и шутил, но потом привык. Мне это даже и понравилось - всегда всё видно и слышно, что говорит и показывает гид По музею туристы перемещаются небольшими группами во главе с гидами. Все народы и языки ... Причём гиды соблюдают строгую очерёдность при прохождении групп между знаковыми экспонатами. Иногда наш Али Баба уже заканчивал рассказ про очередного фараона и ждал (10-20 секунд) пока освободиться место у другой статуи. А если пауза сильно затягивалась, то он делал знак чужому гиду и тот освобождал место. Иногда и ему подавались знаки освободить место и он быстренько заканчивал очередной рассказ и мы двигались дальше. А пару раз он просил всю группу бегом перейти к какому-то экспонату, потому что там было свободное местечко. Отсутствие фотоаппаратов нисколько не смущало народ - большинство снимали (некоторые даже со вспышкой) на камеры мобильных телефонов. Тут я впервые пожалел, что у меня устаревшая модель мобильника, хотя всегда всем говорил "а на фига мне эта камера. я не гонюсь за модой и т.п." Рассказ нашего гида мне очень понравился, мне, да и всем остальным было очень интересно (к тому же никто не отвлекается на фотосъемку, а поэтому слушал народ гида очень внимательно). Узнал много нового из истории Древнего Египта - про династии, фараонов, родственные отношения, отравления, инцесты, убийства, политические и религиозные интриги, 4х распутных царицах (фараоншах) Египта и так далее до бесконечности - всё запомнить и рассказать абсолютно нереально. Понравились советы гида по самостоятельному осмотру древностей - что означают иероглифы, как отличить статуи фараонов от других (корона, борода, жезл, кобра) и т.п. Удивили древние папирусы, некоторые шириной во всю стену, развешанные прямо около туалетов Но САМОЕ сильное впечатление произвели на меня сокровища Тут Анх Амона. Эти вещи были найдены в чудом оставшейся неразграбленной (за 3 тысячи лет) гробнице и являются, пожалуй, самыми ценными экспонатами музея. Ну уж точно самыми охраняемыми ... Им отведён отдельный зал, на входе и выходе металлоискатель и охранники, запрещена любая съёмка и пронос работающих мобильных телефонов (достаточно просто отключить). Нам на осмотр гидом было отпущено 20 минут. Этого вполне достаточно для осмотра, но уходить от этого великолепия не хочется. Чувствуется всё-таки какое то притяжение этих вещей. Признаюсь, что до входа в эту комнату, я не знал что там будет. Конечно же я видел и золотую маску Тут Анх Амона и его саркофаг в учебниках истории и т.п., но совсем не ожидал что увижу там именно это. Первое, что бросается в глаза при входе в зал, это золотая посмертная маска Тут Анх Амона. Она помещена в специальный стеклянный бокс, а вокруг него стоят еще и ограничители в виде натянутых шнуров. Наверняка еще и под сигнализацией. Вокруг маски хороводом ходят люди и внимательно её разглядывают, стараясь запечатлеть этот образ в своей памяти. Я тоже пристроился к этой очереди и дважды обошёл вокруг маски. Чистое золото и драгоценные каменья сразу шокируют (в хорошем смысле этого слова). Приглядевшись получше, начинаешь замечать нюансы - слева на виске следы какого-то механического воздействия (помятости). У фараона в мочке левого уха заметная дыра - сантиметра 2 в диаметре. Было ли это изначально или её сделали потом для меня загадка. Размеры маски небольшие - на мою голову она бы не налезла Рядом с маской два золотых саркофага - один Тут Анх Амона, а другой какого-то другого фараона (запамятовал). Это второе моё потрясение - огромадные массивные золотые гробы так сказать. Столько золота одновременно я не видел никогда, да и не увижу, наверное, более нигде !!! Саркофаги украшены резьбой, драгоценными камнями и разноцветной эмалью. В целом, могу отметить, что рисунок сделан как-то небрежно, немного топорно что-ли ... Хотя если учесть, что делали их более трёх тысяч лет назад ... Оба саркофага в некоторых местах заметно повреждены - сказывается дикость некоторых археологов конца 19 века - начала 20-го. А может быть расхитители гробниц постарались ... По стенам зала стоят витрины с другими сокровищами из гробницы. В основном здесь украшения, жезлы, всякие сосуды и инструменты. Стоит посмотреть, но особого впечатления не производят (после вышеописанного). Опять отмечу какое-то несовершенство украшений. Сейчас, по-моему, дамские украшения делают гораздо красивее ... Хотя три тысячи лет назад, да и еще хранились в земле ... Кстати, забыл сказать про особый микроклимат в зале. Определённая температура, влажность и освещение, гораздо отличающиеся от всего остального музея. Обошел маску ещё раз, окинул всё это великолепие взглядом на прощание и пошел к выходу ... Гид с нами в зал Тут Анх Амона почему-то не пошел, но трудностей по-поводу опознавания экспонатов не ощущалось. Около каждой вещи находится табличка, где указаны по-английски и по-арабски что это и стоит некий номер (код) экспоната, наверное, для указания в путеводителях по музею. Причём такие же таблички были замечены мной у КАЖДОГО экспоната во всём музее. Около выхода из зала Тут Анх Амона стоят огромные деревянные позолоченные ковчеги. Это такие огромные ящики, которые вкладывались один в один, а внутри самого маленького уже находился сам саркофаг с мумией Тут Анх Амона. Достоин внимания золотой трон (в виде стула) Тут Анх Амона (он выставлен тут же, около ковчегов) и кровать, на которой спал какой то из фараонов. Кровать деревянная, позолоченная, небольших размеров - для современных людей она, пожалуй, была бы мала. Гид еще немного поводил нас по второму этажу и объявил свободное время. Встреча была назначена во дворе у фонтана минут через 40-45. Хожу ... Осматриваюсь ... Вдруг, мумии - десятки мумий. Про них то я совсем забыл с этим Тут Анх Амоном. Мумии лежат вдоль стен в специальных таких шкафах. Наверное, чтобы они не портились от окружающего их воздуха и туристов. Рассматриваю мумию вблизи - ничего особенного (ну уж точно не такие, которые показывают в фильмах). Мумия похожа на что-то, обмотанное марлей или бинтами, замоченными в цементном растворе. В общем, мумии меня не впечатлили. Позже (из интернет-форума) я узнал о наличии в музее отдельного зала, где выставлены наиболее ценные мумии, в основном фараонов и цариц. Вход в этот зал за отдельную плату (и не маленькую). Жаль, но посещение этого зала мумий не входило в план нашей экскурсии. Чуть поодаль замечаю около какой то статуи четырёх арабских девочек, которые сидят на полу прямо перед экспонатом и рисуют его в своих альбомах. Прошел мимо - посмотрел рисунки. "Хэлло - хелло - вери найс." Заулыбались и засмущались ... Пора на выход. Постоял на балконе второго этажа, откуда открывается замечательная панорама на весь музей - туристы, гиды, статуи ... красиво, мать вашу !!! Спускаюсь, около выхода стоит пара античных статуй - немного задержался посмотреть. Далее официальная лавка с сувенирами, путеводителями и видеофильмами о музее и о Древнем Египте. Народ толпиться, я даже приценяться не стал, ибо знаю что жутко дорого. На улице жарко и людно. Утомленные экскурсией туристы сидят прямо на бордюрах, немногочисленные места в тени жиденьких пальм особо популярны. Во дворе музея также стоят несколько статуй и обелисков. Народ фотографируется на их фоне. Мне больше приглянулось само здание музея, постройки конца 19 века. По словам гида, в ближайшие годы музей будет переезжать в Гизу в район пирамид. В этом здании древностям уже становится тесновато. Как жаль что не взял с собой камеру - столько красивых ракурсов вокруг (ситуация как в Небесном капитане ). Потихоньку собирается группа, обсуждает увиденное и услышанное. Пришел наш Али Баба - общаемся на отвлеченные темы. Автобус, немного задержавшись, подкатывает к воротам музея. Я пулей бегу в автобус за фотоаппаратом, пока украинцы и чехи загружаются делаю несколько снимков из-за ограды. В автобус вскочил уже на ходу Всё, теперь обедать ...
... Ресторан просто шикарен. Прохлада кондиционеров, хорошая мебель, мягкий свет. Шведский стол, очень всё красиво и аппетитно оформлено. Салаты, овощи, горячее, жареные ножки каких то птичек (косточка обёрнута в фольгу), фрукты и десерты, желе разных цветов. В общем всё вери найс. Сразу же напрягаюсь - где то должен же быть подвох. Подвох заключался в том, что сзади шведского стола стояли официанты и каждому накладывали в тарелку, то что он просил. С одной стороны это, конечно же, очень удобно, но накладывают то они небольшими порциями Беру две тарелки, в одну овощи и салаты, подставляю другую. Официант кладёт пару ложек риса. Но я то не ел уже давно (еще со вчера) - говорю "морэ плиз". Кладёт еще одну ложку (гад) и смотрит на меня (понаехали тут обожрали весь египетский народ), я тоже смотрю на него - кладёт еще одну ложку. Вроде бы уже нормально, ладно иду дальше ... Такая же история с мясом и со всем остальным. Ставлю свои тарелки на стол и отрываюсь на десертах и фруктах - набрал еще 2 тарелки (чтоб не жадничали). И потом еще за птичьими ножками ходил - оказались очень-очень вкусными Туристы обедают за большими круглыми столами, где усаживаются по десятку человек. Столы сервированы приборами и бокалами - чувствуется мажорность ресторана. Официанты предлагают напитки (естественно за деньги), некоторые разоряются на стакан сока или бутылку пива. Не смотря на весь лоск ресторана, в туалете капающий кран Помогаю двум дедушкам-украинцам разобраться с автоматом-флаконом с жидким мылом. Туалет бесплатно (арабчонок на входе даже не попросил ничего). После обеда жизнь стала налаживаться Выхожу на улицу - мы в районе Гизы. Автобусы ждут нас в некотором отдалении от ресторана на специальной площадке. Около автобусов курсирует арабская женщина с двумя маленькими детьми и отдельно от неё мальчик постарше - просят милостыню. Впервые в Египте (несмотря на очень даже невысокий уровень жизни) увидел нищего, просящего милостыню. Нищенка в основном обращается к женщинам, показывает на своих двух деток, протягивает очень грязные руки и говорит "плиз". Очень многие дают кто по фунту, кто по два. Подходит гид и резко на неё прикрикивает по арабски, но не матом (я бы понял) - они быстро отходят от туристов. Лениво загружаемся в автобус. Вперёд к пирамидам ...
... Гиза. Автобус едет по улицам, пирамиды уже маячат на горизонте. В окно автобуса отчётлива видна небольшая пыльная буря в районе пирамид. Это вызывает некоторое беспокойство туристов - проехать 600 км и не увидеть пирамиды из-за бури. Город уже вплотную подошёл к пирамидам. Буквально в 100 метрах от жилых кваталов стоит Сфинкс, а за ним и пирамиды. Гид подлавливает нас на вопросе "кто знает а сколько всего пирамид в Гизе" - все хором "три" - "неправильно, девять". Попутно рассказывает о строителях, высоте, числе каменных блоков, из которых сложены пирамиды. Уже въехали на территорию комплекса, и движемся к смотровой площадке, с которой открывается лучший вид на все пирамиды. Следует отметить, что то, что казалось издалека пыльной бурей, на самом деле было всего лишь сильным ветром, который немного поднимал пыль пустынного плато. Подъехали к смотровой площадке. Туристы вываливаются из автобуса и хватаются сразу за фототехнику - вид открывается действительно потрясающий. Все пирамиды как на ладони Гид, будто улавливая мои мысли, показывает лучший ракурс - он становится ближе к краю смотровой площадки и отклячивает свою руку в сторону. По его замыслу пирамида Миккерина на руке снимающегося - это очень красивое фото на память о поездке. Но, к его огорчению, никто из туристов не стал повторять его телодвижения с пирамидой. Наверное, следует немного рассказать о самих пирамидах (если кто из читателей еще не знает о них). Три больших пирамиды - Хеопса, сына его Хефрена, и внука (если не ошибаюсь) Миккерина (Миккеринуса). Гид шутил этому по поводу "миккимауса". Самая высокая (и самая дальняя на фото) пирамида Хеопса. Но визуально пирамида Хефрена (в центре) кажется выше. Просто сынок решил переплюнуть своего папашу - построить свою пирамиду-могилу выше отцовской, но особо загоняться не стал по-поводу стройматериалов, а выбрал для пирамиды место повыше - так и получилось, что его пирамида как-бы выше всех ... Высота пирамид не особо большая - 150-180 метров. До поездки, я представлял себе нечто совсем уж монументальное, но издалека пирамиды кажутся маленькими, да и вблизи, не такие огромные как хотелось мне увидеть. Сфинкса со смотровой площадки не видно совсем. Сфинкс располагается ближе к городу, как бы охраняя пирамиды. По рассказам гида в древности Нил имел настолько широкое русло, что Сфинкс стоял прямо на берегу реки. Верится в это, конечно, с трудом, но смотря как изменяется климат в течение последних 10 лет, это не кажется уж таким маловероятным. Три тысячи лет прошло ведь ... Вокруг пирамид Хефрена и Миккерина располагается еще несколько мелких пирамидок (очень сильно разрушившихся) - гробницы их жён, детей, наложниц ... На смотровой площадке достаточно много различного мусора - сигаретные бычки, бумажки, обёртки и т.п. Туристы в процессе своей жизнедеятельности мусорят, а урн и уборщиков в округе совсем даже не наблюдается. В процессе дальнейшего осмотра выяснилось, что подобная ситуация и около других пирамид тоже. На фотографирование было отпущено 20 минут. Грузимся в автобус и переезжаем к первой пирамиде - Миккерина. Наконец-то имею возможность рассмотреть пирамиду вблизи. Пирамида сложена из обтёсанных каменных блоков. Блоки лежат один на другом. Ничем между собой не скреплены. Время, и в большей мере человеческий фактор, поработали над разрушением пирамид. Все блоки с выщерблениями и зазубренами. Залезаю на пирамиду. Протоптанная тысячами туристами тропа уходит наверх ... Блоки достаточно большие и шагать просто так вверх не получается. Но туристы уже в нужных местах проскребли что-то типа ступенек или вмятин, о которые можно опереться. Я смог осилить только 5-6 уровней. Со мной полезла русскоязычная женщина (не из нашей группы), и причем так целенаправленно полезла наверх, как-будто хотела достичь вершины за отпушенные нам полчаса на осмотр пирамиды. И ей бы, наверное, это удалось, если бы не прикрикнувший на неё охранник. Пару слов об охране. Полицейские, которые оберегают древности от разрушения туристами, патрулируют зоны вокруг пирамид на верблюдах, одеты в чёрную форму и вооружены небольшими плётками. Охрана весьма немногочислена. Пара-тройка кэмэл-полисменов на одну пирамиду. Но сразу чувствуется профессионализм - всё видят, но по пустякам не вмешиваются. Вокруг пирамиды навалены гранитные блоки. Такими же блоками облицованы и укреплены от разрушения нижние уровни пирамиды. Вероятно тот известняк (или ракушечник - ну не геолог я уж извиняйте за неточности) из которого сложена пирамида уже не выдерживал бурного потока туристов. Вокруг постоянно на осликах и верблюдах снуют предприимчивые арабы - предлагаю мороженое, воду и кока-колу по бешеным ценам. Причем заметил интересную деталь - их маршруты движения, хоть и кажутся на первый взгляд хаотичными, но строго определены и поделены. Вижу как один араб-дедушка на своем ослике начинает орать на другого араба, что тот идёт по его маршруту, и поэтому он его "...шармута-хаволя..." "...ник уммак, ухтик ..." и всё его семейство до седьмого колена в извращенной форме, если он не уберётся сейчас же с его маршрута ))) (прекрасный урок арабского-матерного). Узнал много чего интересного, о чём в разговорнике не пишут. Кроме морожено-водяной мафии, тут же действует платочно-арафатская мафия. Наблюдал развод немцев. Араб предлагает бесплатно сфотографироваться, водружает жирному бюргеру (еще с Луксора моё отношение к немцам немного изменилось) на голову арафатку, берёт его цифровик и фотографирует вместе с женой на фоне пирамид. Сразу же фотоаппарат исчезает в складках арабской одежды и выясняется, что услуга стоит "цейн ойро" (10 евро - нем.) или "тен долларс" (10 долларов - англ.) в зависимости от национальности разводимого. Вдруг-откуда-не-возьмись возникает ещё пара арабов, начинают махать руками и всё такое ... Полиция издалека смотрит на это и улыбается в усы (ну в доле наверное). Резюмируя - немец откупается за 10 фунтов. Торговаться в Египте никто еще не отменял !!! Полиция, правда иногда гоняет особо назойливых торговцев (особенно мальчишек), несщадно махая своей плёткой. Вход в пирамиду Миккерина расположен на небольшом возвышении, к нему приставлена железная лесенка. Интересуюсь у гида, можно ли зайти внутрь. Говорит можно, но за дополнительную плату и не сейчас. В Миккерина не пускают почему-то. Открыта для посещения пирамида Хефрена (30 LE) и Хеопса (100 LE но только утром - мы уже не успели). Делаю заявку на вход в Хефрена. Он обещал раздобыть билеты. Встречаю своих попутчиков-украинцев - спрашивают, где это я такую скатерть себе на голову раздобыл Солнышко печёт нещадно, но арафатка действительно спасает от жары. Она защищает от солнечных лучей и голову и плечи, но в тоже время развевается на ветру и пропускает через ткань свежий воздух. Приятно. Гид зовёт всех в автобус - передислоцируемся к пирамиде Хефрена. Напоминаю ему про вход внутрь прирамиды. Он почему то недовольно объявляет "все желающие могут сдавать ему 30 фунтов и пройти внутрь". Предупреждает о каких то древних проклятиях, и нежелательности входа туда людям со слабым здоровьем. Заинтересованные подобной рекламой, практически все сдают деньги ... Высаживаемся, гид изчезает с нашими деньгами в неизвестном направлении добывать билеты. Возвращается минут через десять и раздает билеты. Кстати, ещё во время посещения развалин в Луксоре я заметил, что гиды (естественно в доле с проверяющими на входе) оборачивают одни и те же билеты по нескольку раз. Розданые нам билеты были все с оторванными уже корешками. На входе проблем с этим не было. Но билет мне назад отдавать не хотели (ну конечно, надо же ещё его прокрутить пару раз мимо кассы). Я настоял, и билет отдали - мне же тоже нужно что-то поиметь на память о посещении, к тому же внутри снимать запрещено. В принципе фототехнику на входе отбирали, но карманы не обыскивали, так что, в принципе, можно пронести камеру с собой (что многие и делали). Итак, иду внутрь пирамиды Хефрена. Ещё вчера в отеле мне советовали "обязательно сходить внутрь пирамиды. ощущения незабываемые", но что конкретно было незабываемого не говорили. Поэтому предвкушаю ... На входе жуткая толпа, народ запускают небольшими порциями. Стоим ... Ждём ... Мои попутчики уже оттеснены толпой. Вход в пирамиду расположен ниже уровня земли. Снизу выходят разгорячённые туристы с красными мордами и радостно приветствуют солнечный свет. "О майн год !!!" "Бл$, ну наконец-то !!!" и прочие возгласы слышатся постоянно. Хммм, интересно, что же там. Наконец то иду вниз. Узкий проход, метра полтра на полтора размерами, так что приходится сильно наклоняться. Мы идём вниз, а слева поток людей идёт вверх, тяжело дыша. Пол наклонно уходит внутрь, под ногами доски - иногда ступеньки, иногда просто пандус. По стенам висят электрические лампочки. После 20 метров становится жутко душно и жарко. Воздуха не хватает, постоянно идёшь согнувшишь в три погибели, раком так сказать, а иногда ещё и упираешься в толстую задницу идущей впереди тебя немки. Неосознанно ловлю себя на мысли повернуть назад, но жалко уплаченных денег и думаю, что потом буду обязательно жалеть о своей слабости. Иду ... Метров через 40-50 от входа проход немного расширяется и увеличивается по высоте. Небольшая передышка для спины. Далее точно такой же проход идёт наверх. Еще метров 40 мучений и мы выходим в погребальную камеру. Помещение небольшое метров 12-15 в длинну и 6-8 в ширину. Стоит огромный каменный саркофаг, и всё больше ничего ;( На стене надпись-граффити на итальянском "G.Belzoni ... 189-какой то год" Походил пять минут, посмотрел, пощупал древность - стены, саркофаг, каменный постамент ... Надо идти назад. Тот же путь. Те же 100 метров раком. Навстречу идут туристы, жаждущие увидеть нечто - улыбаюсь ... Малекий ребёнок кричит англоязычной маме "ноу, ноу ... ай скэред." Небольшая заминка. Мама уговаривает его идти дальше. Бедный ребёнок - он то точно не оценит этого спуска. Выбираюсь на свет божий, из этого душного и узкого коридора - теперь я понимаю, почему народ издавал такие звуки на выходе. Пот течёт градом, глубоко и часто дышу, весь мокрый как из-под душа, морда красная ... Уффф, ну действительно, мать вашу, ощущения незабываемые (привет знакомым из Питера). Резюмируя, 100 метров раком в адских условиях, да еще и за деньги. Но сделать это я РЕКОМЕНДУЮ всем !!! Ощущения незабываемые Гид пугал древним проклятием, что спускавшиеся в пирамиду, заболеют неизвестной болезнью, теперь я могу понять причины этой загадочной болезни - внутри такой коктейль бактерий и вирусов носится в спёртом воздухе, что действительно, подхватить что либо вполне реально. Ну будем надеяться - всё обойдется, иншалла ... Мои попутчики ... Делимся впечатлениями и неспеша идём к автобусу за нашими сумками. У пирамиды Хефрена, а также Хеопса (до неё рукой подать - метров 50) самая большая остановка - минут 40 не меньше. Неспеша поснимал, погулял, посмотрел ... Чуть в отдалении замечаю Сфинкса. Сфинкс спокойно лежит себе на фоне жилых арабских кварталов Гизы. Ещё один бизнес у подножия пирамид - покататься на верблюде. Ценами не интересовался. Кстати о верблюдах, везде разбросаны ихние кэмеловские какашки - на вид очень твёрдые сухие и большие. Потыкал легонько ногой - так и есть. Какой то англичанин набирает в пластиковый пакет песок на память. Песок грязный и перемешан с мелким мусором. Я думаю, не стоит вести с собой подобные сувениры. Вот кусочек пирамиды я бы отломил с большим удовольствием, но мы не варвары, поэтому ограничился фотографиями. Кстати, вид на пирамиды очень портит специальный постамент-трибуна для зрителей шоу "Звук и свет". Каждый вечер пирамиды подсвечиваются прожекторами и начинается шоу "из жизни Древнего Египта". При свете же солнца эти трибуны выглядят по-уродски ... Ещё гид рассказывал об опере Дж.Верди "Аида", которую время от времени ставят в натуральных декорациях. Вот это, наверное, было бы интересно послушать ... Сфинкс - последний пункт нашей обширной экскурсионной программы. Автобусы высадили нас в некотором отдалении от Сфинкса, поэтому пришлось спускаться к нему самотоятельно. Спуск достаточно крутой и длинный, Сфинкса видно уже издалека. Мостовая вымощена гранитными плитами, на которых тонкий слой песка. И вот я, вдохновлённый увиденным, бросаюсь к парапету, доставая на ходу свою камеру, чтобы запечатлеть очередной интересный ракурс, подскальзываюсь в своих плоскоподошвенных кедах (и почему не одел ботинки) и падаю на задницу и спину. Блин, вот тебе и ракурс - слава богу, что фотокамера плюхнулась мне на пузо, а не на мостовую ... Мда, адреналинчик подскочил в крови. Пара тёток бросаются меня поднимать "ю арэ окей?" - "сенкью" говорю "итс окей, итс файн" и криво улыбаюсь. Теперь уже спускаюсь более осторожно. Навстречу нам идут несколько экскурсий с маленькими арабскими школьниками и школьницами. Мальчики отдельно, девочки отдельно. Начинают нам махать ладошками и кричать "хэллоу". Вначале очень приятно - отвечаю им "хелло, мархабан, нахарак саид ..." (привет, добрый день - арабск.), но после пятидесятого "хеллоу" уже начинаю немного раздражаться. Туристы уже очень устали и еле еле тащатся. Гид подгоняет. Сфинкс и расположенные перед ним развалины храма мумификации огорожены заборчиком. Вход по билетам. Перед входом маленькие арабчата втюхивают туристам сувениры в основном гипсовые статуэтки Тут Анх Амона, Рамзеса Второго, Нефертити, маленькие пирамидки, сфинксов и, конечно же, папирусы. Гид предупреждает нас о том чтобы мы ничего тут не покупали, ибо подделки, дорого и обманывают на сдаче. Не обращая внимания на слова гида, торгуюсь за Тут Анх Амона (раскрашенный гипс) - сбрасываю цену с 20 баксов до 15 LE. Не знаю зачем, но я его купил. Ведь знал, что это гипс, а не камень, что расскрашено наверняка плохой краской (бюстик запакован в целлофан) - но купил. Наверное этот пацан умеет уговаривать ... Гуд бизнесмен, ник уммак, да причем еще и 20 фунтов с меня содрал бестия ... Наверное жара и гипноз какой-то. Гид недобро косится на меня слушая мой арабский в процессе торговли (чуть позже я понял почему). Раздает билеты, идём внутрь храма мумификации. Гид рассказывает про Сфинкса - статуя монолитная, самая большая в мире (после взрыва талибами в Афганистане статуй Будды). Действительно очень большая статуя, но тело Сфинкса - это просто большой камень (ничего интересного), а вот голова - точно произведение искусства. Сфинкс это тело льва и голова фараона Хефрена. Достаточно хорошо сохранилась. А если еще учесть, что корону забрали себе в музей немцы, а бородку французы в Лувр, а Наполеон вообще стрелял по нему из пушек во время египетского похода ... Хотя его реставрируют время от времени, но новодел не ощущается. Делаю несколько интересных снимков, осматривая статую. Непосредственно к статуе подойти нельзя - она стоит на высоком постаменте, а туристы ходят вокруг на уровне лап по специальному периметру-парапету, так что получается, что между туристами и Сфинксом непреодолимый глубокий ров. Как всегда по закону подлости садятся акумуляторы. Запасные, естественно, в автобусе - лучший ракурс остался незапечатлённым, опять ... Наблюдаю как в руках у двух молодых англичан буквально рассыпается гипсовая статуэтка сфинкса, купленная ими только что (за нормальные деньги - вне сомнения). Прицениваюсь к маленьким книжным закладкам из папируса - отличный и недорогой подарок для друзей и коллег по работе. Мелкий арабчонок называет какую то космическую сумму ... Даже уже не помню. Я делаю круглые глаза (уже научился выражать удивление по-арабски за неделю в Египте), презрительно показываю на папирусы и говорю "хаза? вахед паунд." (это? один фунт - арабск.) Теперь настаёт очередь делать круглые глаза у арабского мальчика. Ну и так далее, хожу вокруг Сфинкса, осматриваю, арабчонок не отстаёт ни на шаг и важный такой "твенти паунтс, мистер" и суёт мне их в руки (изображая "спешл прайс, онли фор ю"). Торгуемся минут пятнадцать я по-арабски он по-английски. Что-то подсказывает мне, что он мало что понимал из моего арабского, но тем не менее результат налицо - "файф паунд, мистер". Я твердо решил для себя дороже чем за 3 фунта не брать. Блин, сейчас уже смотря на этот процесс, становится смешно - торговался из-за ерунды 2 фунта (10-12 рублей), но и он и я уже вошли во вкус, а поэтому поднимаю наконец-то до "талята паунд. итс май ласт прайс. халас." (три фунта. это моя последняя цена. всё. - арабск.англ.) Ни в какую "файв паунд" и всё. Наверное это был его психологический уровень. Ок, пора уже возврашаться к автобусу ... Направляюсь на выход - "Ок, мистер, фоур паундс". Говорю ему что уже нет времени и я ухожу, а поэтому только из уважения к нему молодому "гуд бизнесмен" 3 с половиной паунда "талята нусф. энд халас". Арабчонок загордился, говорит "Ок" и начал хвастаться перед своими друзьями - вот, мол, богатый белый урод, хотел 3 фунта, а его, мол, развёл на 3,5 Тут один из более мелких арабчат подбегает и суёт мне те же папирусы "мистер, сри паундс, плиз". А я в этот момент как раз не мог найти бумажку в 50 пиастров, чтобы расплатиться. Говорю "Талята паунд? Ок", беру эти книжные закладки, отдаю деньги. Видели ли бы вы лицо этого гуд бизнесмена (ну первого, который за 3 с половиной) - как будто его обманули все сразу в этом мире. Вначале растерянность и разочарование в жизни как таковой (еще бы такие уроды вокруг), а потом явная агрессия к этому другому мальчику. Все его друзья обступили этого мальчика, начали на него орать, он уже и сам не рад, начал мне говорить, что он
|