Конец 2004 года выдался необычайно активным для «Сотби». 9 декабря на продажу была представлена новая коллекция произведений искусства древнего Ближнего Востока, в которой Египет занимал очень достойное место. Почти все памятники были проданы, причем по цене, которая в отдельных случаях в 2–3 раза превышала ожидаемую.
Поражает то, насколько качественными оказываются те памятники, которые уже давно «осели» в частных собраниях, а потому, увы, не участвуют в выставках, не освещены в интернете и очень редко попадают на страницы профессиональных публикаций. Новые торги «Сотби» знакомят нас с рядом настоящих шедевров, среди которых фрагмент превосходного царского сфинкса, скорее всего, Аменхотепа II, который, несмотря на разницу материалов стилистически очень близок к сфинксу этого же царя из собрания ГМИИ им А. С. Пушкина в Москве; этот выразительный скульптурный портрет выполнен, безусловно, большим мастером, изысканно подчеркнувшим очертания губ царя и длинные косметические линии, продолжающие угол его миндалевидных глаз.
Из тайника в Карнакском храме происходит кубообразная статуя мужчины, несмотря на это, так и не проданная. Найденная Жоржем Легреном в 1905 году среди 700 каменных и 16000 бронзовых статуй, она поступила в собрание Египетского музея в Каире, однако потом была выставлена на продажу на публичный аукцион. В надписях на этом изображении современника Рамсеса II, которые представляют собой жертвенные формулы, упоминаются Амон, «овен живущий», его супруга Мут, «госпожа Ишеру» и их сын — лунный Хонсу.
Отсутствие имени самого вельможи в текстах позволяет предположить, что статуя была некогда установлена в несохранившейся базе, по периметру которой и был текст с упоминанием титулов и имени сановника. Еще больший интерес представляет удивительный скульптурный портрет верховного жреца храма Птаха Хаэмуаса, одного из старших сыновей Рамсеса II, прославившегося при жизни своей мудростью и неиссякаемым интересом к прошлому своей великой родины.
Голова статуи принца-жреца, выставленная на Аукционе, выполнена в стилистике ранних портретов Рамсеса II, возможно, теми превосходными мастерами, которые работали на царский двор еще со времени правления Сети I, эпохи необычайного расцвета египетского искусства.
Среди лотов есть поразительные памятники из бронзы — ритуальный гарпун Хора из Эдфу, который Хор использовал для магического повержения Сетха, принявшего облик гиппопотама и угрожавшего солнечной ладье, а также редчайшая статуэтка львиноголового Хора, господина Буто, изображенного в солнечной короне хемхемет, на троне, задняя часть которого украшена изображением священного сокола, восседающего на тростнике папируса, символе возрождения и вечной молодости.
Мифологический папирус жрицы Ченетшедхонсу, о котором мы говорили в прошлой новости, посвященной египетской теме на «Сотби», был продан за $220800 вместо предполагаемых $70 тыс, что, естественно, вызвано чрезвычайной редкостью лотов такого рода. Впрочем, наряду с ним продавали и еще один папирус этого же времени, принадлежавший жрецу Падиамону, памятник с графикой поразительной красоты и изысканности, хотя и уступающий несколько предыдущему лоту.
В целом же эти торги — еще одно подтверждение невероятной популярности египетской темы на западе в последние годы, которая медленно захватывает и Россию. Будем надеяться, что в следующем году нам вновь удастся увидеть некоторые шедевры египетского искусства, прежде чем они будут скрытым от посторонних глаз элитным украшением дорогих особняков Европы и США.
© Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»
Пасть порву!
|