ПРОСЬБА КО ВСЕМ,кто прочтет эту инфу(присланную мне на мыло добрыми людьми)-откорректируйте или дополните ее,плиз,так как она не первой свежести,а цены могли существенно измениться(с августа)
Как добраться
1. Луксор
А) Луксорский храм не найти невозможно - он прямо в центре стоит. Вход – со стороны набережной, выход – с противоположной. В Луксорский храм - точно пешком. Если не будет карты, спросите любого прохожего - он покажет.
Б) В Долину Царей (плюс храм Хатшепсут и т.п.) нужно добираться так: прямо перед входом в Луксорский храм - причал паромов. Смело посылайте на хрен любых лодочников, которые будут предлагать Вам свои услуги: паром стоит 1 фунт в одну сторону, 2 фунта - туда и обратно. Иногда предпринимаются попытки взять больше, в этом случае нужно действовать так же, как и во всех аналогичных (глава про товарно-денежные отношения - отдельно). Есть еще небольшие моторные лодки и фелюги. На фелюге можно потом покататься, сплавать на банановый остров и посмотреть закат на Ниле (платить - не больше 40 фунтов!!!), но использовать фелюгу для переправы крайне неразумно. Моторные лодки (довольно симпатичненькие такие) "правильно" должны стоить столько же, сколько паром - т.е. один фунт "с носа", хотя с нас первоначально пытались снять аж по 10 евро с каждого... В общем, если чувствуете себя неуверенно - смело идите на паром: там, если и "обдерут", то все равно заплатите не больше 5 фунтов.
Когда Вы сойдете с парома на берег, вас атакует сразу толпа таксистов: лучше всего сразу громко сказать, сколько вы собираетесь заплатить, тогда самая жадная половина перебежит к Вашим попутчикам, а вы уже смело выбирайте любого из оставшихся - смотрите только, чтоб Вас не растерзали в процессе драки за право посадить именно в свою машину. ))
Нет, без товарно-денежных отношений все-таки не обойтись. Подробная инструкция на эту тему – отдельно (если понадобится после всех лирических отступлений на этот счет), а пока - лирическое отступление: как мы ехали в Долину Царей...
Часов в девять утра в пятницу мы вышли на набережную (не там, где паромный причал) и пошли, как потом выяснилось, в прямо противоположную от него сторону... ) Ушли, правда, недалеко: уже метров через десять нас остановил дядя, предложивший "недорого" переехать на другой берег на его лодке (моторная, не фелюга): всего 10 евро с человека... Я хихикнула, и сказала, что мы платим фунтами - это раз, и знаем, что почем - два... Цена сразу стала по 10 фунтов с человека. Мы улыбнулись, поблагодарили и попросили показать, где тут паром... Дядя сразу уступил до 10 фунтов за всех (это примерно 50 рублей). Я точно знала, что красная цена - 4, а на пароме - 2, потому что там-то дети точно бесплатно, но торговаться дальше было лень (деньги-то небольшие), поэтому мы согласились. Сидим в лодке, пришел капитан. Поздоровались, обсудили, откуда мы, как дела и т.п.
- А на том берегу вы что собираетесь делать? Верблюды, или Долина Царей?
- Долина, - говорю.
- А как? На такси, или что?
- На такси.
- А уже договорились с кем-то, вас ждут, или что?
- Или что.
- А цены знаете? - капитан хитро щурится.
Я тоже умею хитро щуриться:
- Знаем...
- Ну, и почем? - от глаз капитана остались одни щелочки.
- 30 фунтов…
Дядя чуть не поперхнулся:
- Это за сколько? За час, или с человека???
- Нет, - говорю, - это за машину до пока не надоест.
Дядя фыркнул, развернулся, и ушел, не сказав ни слова больше. Мой муж, смотрю, аж побелел от страха (он по-английски не говорит, но понимает): боится, что мы с моей "практичностью" вообще без такси останемся... Я, честно говоря, тоже в испуге - первый день самостоятельного путешествия, и такие неприятности: а вдруг вся моя информация по ценам устарела - мы же разоримся... Но мужественно не подаю вида... Через пять минут капитан возвращается и предлагает нам пересесть в другую лодку: в ту, где мы были, лезет целая толпа европейцев (видимо, по 10 евро с человека - более дешевых они в таких случаях предпочитают изолировать, чтоб не проболтались).
Пересаживаемся. Муж из белого начинает синеть… Новый капитан, отчаливая, заводит ту же песню: "Куда, почем, ха-ха – таких цен давно не бывает..." Мужественно терплю и непринужденно улыбаюсь. К середине Нила он не выдерживает: "Давай, хоть сорок, что ли..." У меня в бюджете на эти цели запланировано тридцать пять фунтов, хотя известно, что кто-то когда-то ездил по 25, но я непреклонна. Ближе к берегу паузы между обменами репликами становятся все короче, и, наконец, разговор превращается в сплошное гнуздение капитана: "Ну, давай по сорок, а? Ну все равно дешевле не бывает... Это хорошая цена..." Я стою на своем. Муж уже успел сначала позеленеть, а потом почернеть… В момент, когда лодка уже причаливает, нервы, наконец, сдают и у меня: "Ладно - 35..." Дядя соглашается с таким видом, будто его ободрали, как липку, и начинает швартоваться. Дальше - гениальная сцена: еще не до конца причалившую лодку атакует толпа таксистов, наш капитан с носа кричит "своему" нашу цену (я ничего не понимаю по-арабски, но цифры выучила - очень облегчает процесс торговли и ощутимо минимизирует расходы). Так вот, диалог:
Капитан: "Тридцать пять!"
Таксист: "Бла-бла-бла..." (очень раздраженная интонация - смысл, видимо, "ты что, охренел, что ли?") - "Бла-бла-бла - хоть бы сорок выпросил..."
Капитан: "Бла-бла-бла - они вообще тридцать хотели..."
Тут же из под руки "нашего" таксиста выскакивает паренек лет десяти, и, чуть не сбив только что вылезшего из лодки ребенка с мостков, вцепляется в край моей рубахи: "Мадам мой отец - хороший водитель! Мадам, у него машина - вон стоит, он будет вас возить сколько захотите! Мадам, за тридцать фунтов! Мадам, ну пожалуйста!!! Мадам!!!"
В общем, мы все равно поехали на "нашем" за 35 - я «предусмотрительно» рассудила, что, если он потребует потом что-то сверх договоренной суммы, то это даст мне полное моральное право послать его на хрен, не сбиваясь на грубость и просто напомнив, как мы его осчастливили... Тем не менее, в следующем году я начну торг фунтов с 25 максимум и буду крайне неуступчива: подозреваю, что больше это и не стоит.
Короче – садитесь в такси за оговоренную сумму и ездите всюду, куда пожелаете. Достопримечательности расположены довольно далеко друг от друга, поэтому пешком – не советую: замучаетесь. Кто-то еще брал на прокат велосипеды, а кто-то – ослика, цена велосипеда должна быть где-то порядка 5 фунтов за день, ослика – не больше, чем вполовину дороже (а может, и, наоборот – дешевле), но зачем Вам этот геморрой? Пока вы осматриваете очередную достопримечательность, таксист будет Вас ждать на стоянке или «сгоняет» туда-сюда, подвезя еще кого-то, но к назначенному времени будет стоять, где обещал, как штык: ведь деньги он получит только в конце путешествия, а Вам, в случае чего, не составит никакого труда найти другую машину. Оплачиваете такси уже после того, как оно доставит Вас назад к парому, отдаете ровно столько, сколько обещали. Попытки выпросить больше (в нашем случае их не было, но, говорят, бывает) спокойно игнорируете. Если сами хотите – можете дать дополнительно бакшиш (например, еесли Вам водитель очень понравился), но помните: Вы отнюдь не обязаны это делать.
Обычное время поездки – 4-5 часов, больше Вы сами, наверное, не выдержите, но, если вдруг захотите продолжать, то, возможно, нужно быть готовым «добавить» что-то к начальной сумме, но не больше 5 фунтов за час.
В) Карнакский храм. Это километрах в 4-5 от Луксорского храма. Туда можно доехать на маршрутке (не знаю, как – спросите в отеле, если выберете этот способ передвижения), но я советую поступить иначе: получится и интереснее, и приятнее, и ненамного дороже (если правильно себя поведете).
Роль туристского такси по Луксору играют очень симпатичные конные экипажи, называются «калиш». В Карнак все ездят именно на них. Наибольшее скопление калишей = близ Луксорского храма (если стоять на набережной лицом к Нилу, то вправо от входа до ближайшего поворота, но можно найти и в любом другом месте. Цена может быть какой угодно (см. выше), но принцип – все тот же: вас довезут и дождутся, пока Вы все посмотрите, а заплатите вы только вернувшись в исходную точку. По пути может быть предпринята попытка завезти Вас в какую-то лавку, но Вы можете отказаться. Мы платили 15 фунтов (порядка 75 рублей) за дорогу туда, 2 часа ожидания и возвращение. Погонщик был крайне недоволен и пытался выцыганить больше, но ему это не удалось: цена и условия я сообщала заранее, еще до посадки, о чем и напомнила. Нужно быть готовым к тому, что по подобной цене Вас согласится везти не первый калиш и не первый таксист, но какой-нибудь обязательно согласится. Нет надобности пытаться убедить первого же: возможно. Он просто самый ленивый или самый жадный, так и зачем это Вам в таком случае???
Г) Поездка на банановый остров и закат на Ниле. Это на фелюге (такая парусная лодка без всяких намеков на мотор – очень романтично.
Мы платили за лодку 40 фунтов вместо запланированных 35, плюс еще по 15 с каждого взрослого «за вход на остров» (в эту цену входит угощение бананами «прямо с ветки»). Зазывалы на набережной требуют по 70 фунтов за лодку, но реальная цена, кажется, не больше 30, а вход на остров вообще бесплатный, просто мне после обеда было лень торговаться.
Самый простой способ найти сговорчивого лодочника – пройти мимо зазывал к паромному причалу и, повернув от него чуть-чуть налево, спуститься непосредственно к причалу с фелюгами. Вообще – это общий принцип: чем более Вы самостоятельны и уверены в себе, чем дальше отойдете от зазывал, тем дешевле вам все обойдется. А если при этом будете еще и улыбчивы…
Д) Верблюды. Вообще-то можно договариваться с зазывалами здесь же – у паромного причала. Дешевле – переправиться на тот берег самостоятельно и повернуть от парома чуть-чуть налево: там целый верблюдарий, а погонщики гораздо сговорчивее, чем зазывалы, которым надо еще и свой процент поиметь. Выбираете любого по тому же принципу, что такси, калиш и фелюгу: громко объявляете свою цену и намерения и ждете, кто согласится. Если, паче чаяния, за право Вас подвезти никто не дерется, отходите на пять метров в сторону и там ненадолго задерживаетесь: обязательно подойдет кто-то, кому было неудобно согласиться при свидетелях. Мы катались час, договаривались с тем же зазывалой, что сажал нас в фелюгу, платили 40 фунтов за двух верблюдов. Реальная цена, кажется, должна быть раза в два меньше – просто у меня с непривычки очень уставали лицевые мышцы: после нашей неулыбчивой культуры очень трудно так долго держать на физиономии приветливое выражение и при этом постоянно помнить, что тебя могут обсчитать…
Каир
Каир – город очень большой (17 миллионов) и достаточно сумасшедший, поэтому, если Вы не вполне уверены, как добраться оттуда, где находитесь, туда, куда Вам надо, то лучше всего взять такси. Стоит это в Каире очень недорого: практически в любое место из любого – 5 фунтов, если действительно ОЧЕНЬ далеко (например, из Гизы в Гелиополис) – то 10. «Туристская» цена, разумеется, может умножаться и на два, и на десять: нужно, опять же, просто быть достаточно уверенным в себе. Если Вы боитесь заплатить 10 долларов за 10 метров пути, то попробуйте сначала спросить кого-то из местных (прямо на улице), далеко ли Вы от того места, куда Вам нужно, как туда лучше добраться и сколько это будет стоить, если на такси. Египтяне очень дружелюбны, если Ваш собеседник будет достаточно владеть английским, он обязательно Вам ответит. У меня были ситуации, когда люди, не зная, как лучше объяснить нам дорогу, провожали нас метров по 300 и сами сажали в маршрутку или такси, чтобы мы не заблудились. Это совершенно бесплатно: Ваша благодарность – Ваша улыбка и «спасибо».
Вообще-то обычно я принципиальный противник осмотра чего-либо «из окна такси» и считаю, что так практически невозможно понять и почувствовать место, где находишься, но в Каире это, кажется, все-таки наиболее разумный способ передвижения: в противном случае Вы потратите очень много сил и нервов на поиск пути, и не сможете в полной мере насладиться тем, что смотрите. Исключение, пожалуй, Коптский квартал, к которому добираться довольно удобно, и Национальный музей.
Теперь – о достопримечательностях и их адресах.
А) Национальный музей. Находится на площади Тахрир – это самый центр Каира. Станция метро – одноименная (кажется). Поскольку жить имеет смысл только или в этом же районе, или в районе Замалек, то добираться удобнее всего пешком: нужно просто спросить дорогу или посмотреть на карту. При возникновении затруднений – и то, и другое вместе.
От улицы Талаат Харб, где находится огромное количество недорогих отелей (от 10 фунтов до 15 долларов с человека) минут 15 ходьбы (в какую сторону – спросите прямо в отеле), от района Замалек через мост – не больше получаса.
Б) Пирамиды. Имеет смысл взять такси на весь день. Мы заказывали прямо в отеле (соответственно, с охренительным откатом турменеджеру), платили 140 фунтов (т.е. порядка 20 евро). Таксист очень приятный, зовут Закария (ударение на И). Говорит по-английски довольно прилично, подсказывает, что сколько стоит, где могут обмануть, за что вообще не нужно платить, что и где стоит смотреть, и т.п. Обещал делать скидку от турменеджеровой цены для всех наших друзей, был крайне благодарен за обещание его рекомендовать. Готов встретить прямо на вокзале, в аэропорту и вообще где велят, помочь с бронированием отеля и возить, сколько попросят и куда попросят. Телефон (мобильный) 0101039158, нужно сослаться на русскую пару с маленькими детьми, которые жили в апреле в May Fair hotel.
Оптимальный маршрут таков: Дахшур-Мемфис-Саккара-Гиза или – в обратном направлении. Мы, учитывая обремененность детьми, ограничились Саккарой и Гизой, чтобы их не утомлять. Кроме того, нужно учитывать, что в 5 часов все закроют, поэтому, если вы любитель походить подольше и не торопясь, то нужно во-первых, выехать пораньше, а во-вторых, отказаться от самых дальних участков…
Если вы принципиально намерены передвигаться только общественным транспортом, то есть маршрутки и автобусы от метро «Гиза», но так Вы сможете добраться только до «ближних» пирамид. Остальное – все равно только на такси.
В) Коптский квартал. Вообще-то можно опять взять такси на весь день (за те же деньги) и осмотреть сначала Коптский квартал, а потом исламский Каир. Одно от другого – довольно далеко, так что пытаться перебраться пешком от одних достопримечательностей к другим не советую. Можно доехать до станции метро Mar Girgis (ударение на первый слог – гИргис), попадете прямо туда, куда Вам надо, заблудиться невозможно.
Есть еще один путь. Можно сесть на речной трамвайчик (50 пиастров с человека) в месте, называемом Масперо – на набережной практически прямо за национальным музеем. Соответственно, добираться пешком: выйти на набережную и тяпать, если примерно от площади Тахрир, то в сторону моста 26 июля (ведет в район Замалек). По пути – спрашивать, пытаясь максимально варьировать произношение: меня каждый раз понимали только с пятой-шестой попытки (маспИро? маспЕро? мАспиро? маспирО? маспЕйро? – так я и не запомнила, как же правильно). Речной трамвайчик идет довольно долго – минут сорок как минимум, постоянно причаливая то к одному, то к другому берегу, но зато Вы посмотрите на город с воды. Остановка все та же – Мар Гиргис (кстати, по-арабски это означает Святой Георгий). Имеет смысл быть готовым к тому, что ваше появление на борту вызовет бурный ажиотаж среди местного населения (особенно – если там будут подростки), т.к. Вы окажетесь среди них единственным европейцем. Это не страшно: можете пообщаться и заодно расспросить, что да как – возможно, кто-то даже вызовется довести Вас от пристани к желаемым достопримечательностям. Одно от другого совсем недалеко, но нужно пересечь линию метро, а это может вызвать затруднения (нас полицейский пропустил бесплатно прямо через станцию, но вдруг это было только ради детей, чтобы не гнать их в обход?)
Мы добирались туда на речном трамвайчике, обратно – на метро. Здесь же в двух шагах от коптского квартала находится мечеть Амра. Она – не самая старая в архитектурном отношении, но зато именно на этом месте была построена самая первая мечеть Египта на заре его исламизации, поэтому это – святое место для мусульман и они будут показывать именно ее как самую древнюю. Вход официально бесплатен, но у Вас настоятельно попросят бакшиш за хранение обуви и зеленую накидку (бабам). Если заблудитесь, то нужно просто спросить: вам любой покажет, куда идти.
Здесь же (фактически во все стороны от мечети Амра) находится город гончаров Фустат. Это трущобы, торговцы горшками, плюс где-то есть раскопанный древний квартал, который можно посмотреть: нам он, увы, сам не попался, а искать после коптского квартала не было сил (дети устали, да и есть хотелось уже). Да, еще: практически прямо против мечети Амра – армянская церковь с большой прилегающей территорией за высоким забором. Туда тоже можно войти, но у нас не было сил, поэтому мы только заглянули в дырочку…
Если вы отправитесь искать мечеть Амра уже после выхода из коптского квартала, то Вам направо (стоя спиной к выходу и лицом к метро). Никаких такси!!! Там не больше пяти минут ходу!
Если после всего этого Вы все-таки захотите продолжить культурную программу в исламском Каире, то нужно брать такси. Думаю, что можно даже заранее договориться с тем же Закарией, что он заедет за Вами к определенному времени в определенное место (например, к мечети Амра): если у Вас в мобильнике будет египетская сим-карта, то связанное с подобным мероприятием изобилие телефонных звонков вас не сильно разорит. Если соберетесь брать такси, то оплата – по инструкции о пользовании уличным такси. Разумная цена: 5 фунтов, если возникнут проблемы – то не более десяти.
Теоретически, можно пройти и пешком (Вам покажут, в какую сторону) – особенно, если у вас есть карта. Возможно, на этом пути Вы даже увидите что-то интересное, что осталось для нас неизвестным, но все-таки это довольно далеко, во-вторых – по отнюдь не лучшим районам города. Такие путешествия вполне безопасны (я в поисках вокзала однажды гуляла совершенно одна по каким-то неимоверным трущобам в темноте после захода солнца, так мне местные еще и дорогу показывали), но Вы очень устанете: московская улица по сравнению с каирской – деревенский переулочек.
На мой взгляд, основная проблема столь насыщенной программы – отсутствие приличной еды на этом маршруте: мне все, что прилегало к Коптскому кварталу, не внушало никакого доверия (трущобам – трущобная еда-с). Кроме того, лучше вообще избегать питания в непосредственной близости к основным достопримечательностям: цены там обычно очень завышены, а качество оставляет желать лучшего.
Г) Исламский Каир. Все достопримечательности, кроме мечети Амра, находятся довольно близко друг от друга, но маршрут перехода от одной к другой иногда затруднителен. Вывод: если у вас есть хорошая карта (та, что вклеена в путеводитель – не годится), и на ней отмечены все места, которые вы намерены посетить, то можно доехать туда на такси (от центра – не более 10 фунтов: это уже с «туристской поправкой», реально – не более пяти), а потом ходить самостоятельно. Если вы не уверены в себе, берите такси на весь день: Вас будут останавливать возле каждой достопримечательности (Закария, к примеру, сам знал, куда полагается везти) и ждать, пока Вы ее осмотрите. Если захотите – можете в какой-то момент выйти из машины и пройтись пешком – водитель тихо поедет за Вами или, наоборот обгонит и подождет впереди (мы не хотели). От мечетей и Цитадели до Хан эль Халили, в общем, недалеко, а путь лежит мимо старого кладбища, куда некоторые из наших предшественников, диких туристов, тоже заглядывали. Можно тоже зайти (мы проехали мимо – экономили детские силы). Соответственно, завершать этот маршрут имеет смысл именно на Хан эль Халили, но пешком – только если вы супер выносливы, психически устойчивы и имеете нормальную карту.
Возможные маршруты осмотра Каира ( с разбивкой по дням, дни можно менять местами)
1. Два дня. Первый день: пирамиды. Второй: Египетский музей – Коптский квартал – исламский Каир – Хан эль Халили. Все – только на такси, иначе замучаетесь и не успеете.
2. Три дня (как у нас). Первый день: Египетский музей + Коптский квартал, Фустат и мечеть Амра. Второй – пирамиды. Третий – исламский Каир и Хан эль Халили. В этом случае можно осматривать все, кроме пирамид, «своим ходом».
Александрия
Ехать в Александрию можно на один день (два часа на очень комфортабельном поезде из Каира). В этом случае лучше, как мне кажется, взять прямо у вокзала в Алексе такси: мы приехали где-то к половине двенадцатого, с нас просили 100 фунтов и обещали возить до семи, когда был наш поезд обратно в Каир. В этом случае Вы почти наверняка успеете посмотреть все, что имеет смысл смотреть. Мы были неправы и решили походить пешком (наш путеводитель ввел нас в заблуждение, сообщив, что все, кроме дворца Монтазах, сравнительно близко… Увы! Это ж еще нужно найти! Вторая наша ошибка – это перерыв на обед, сделанный после осмотра театра, виллы птиц и Греко-Римского музея: в итоге мы успели посмотреть до закрытия еще только колонну Помпея, опоздали в катакомбы (с благополучным-таки их осмотром) и вовсе не поехали никуда больше.
Греко-римский амфитеатр находится прямо рядом с вокзалом (если встать спиной к выходу, то направо через площадь). Поэтому в принципе можно сначала осмотреть его, а уж потом вернуться на вокзальную площадь за такси. Я брала такси уже после обеда, поняв, что мы опаздываем, прямо на улице, и «вляпалась»: таксист не понимал по-английски, кажется, вообще ничего. Сажая нас в машину, он в этом, разумеется, не признался и покивал головой на все мои описания маршрута, а потом останавливался то возле какого-нибудь дорогого ресторана, то возле отеля, то просто у полицейского и просил официантов и прочих служителей разобраться, чего мы хотим… Так что мы еще из-за этого кучу времени потеряли.
Другой возможный способ осмотра Александрии (по-моему, неразумный, но кому как нравится): взять такси прямо из Каира. Турменеджер в нашем отеле хотел за это удовольствие 100 долларов, с Закарией, наверное, можно договориться подешевле (или, по крайней мере, не дороже), но стоит ли??? Быстрее не будет, посмотрите Вы все то же, что и так, а заплатите ощутимо больше (см. цены на ж/д билеты в файле «цены»).
Больше одного дня в Александрии, по-моему, делать нечего (она практически не сохранилась) но это уж на ваше усмотрение. Отели там – как везде (см. про отели отдельно), цены – тоже.
Наш первоначальный план был несколько другим (времени не хватило): мы планировали остановиться в Александрии на ночлег, а утром поехать в Каир уже не железной дорогой, а автобусом или такси через Вади Натрун (там древние монастыри). Такси в этом случае должно стоить порядка 100 фунтов. Я проверяла сумму у отельного служащего, он подтвердил, что это нормальная цена, причем нужно учитывать, что при ответе на вопрос о том, сколько будет стоить такси из пункта А в пункт Б он обычно называл «не вполне правильную» с моей точки зрения цифру (например, 7-8 фунтов на дистанции, где я постоянно передвигалась за пять, не вызывая никакого недовольства таксистов, но при «туристской» цене порядка 10-15). Т.е. больше 100 фунтов платить, видимо, неразумно. Ну, может, это было только за дорогу до Алексы, а с заездами в монастыри и ожиданиями будет подороже (что-то я засомневалась, благо проверить на практике не удалось). Можно задать вопрос Закарии: при моих «проверках» он вполне честно называл вполне разумные суммы, делая лишь незначительную поправку на «туристскую цену» (примерно такую же, как отельный служащий, а может даже чуть меньше). А можно договориться с ним и съездить в Вади Натрун прямо из Каира, не заморачиваясь с поисками отелей и нежадных таксистов в Алексе. Вряд ли оно будет стоить дороже все тех же 20 евро за день…
НЕ СМЕШИТЕ МОИ ТАПОЧКИ!
|