История реставрации святилища ладьи в храме Хатхор в Дендере рождает в воображении картины древних празднеств и религиозных ритуалов.
В марте миссия под руководством генерального секретаря Высшего совета по древностям Египта д-ра Захи Хавасса отреставрировала главное святилище храма, где когда-то находилась священная ладья богини Хатхор. Ладья использовалась в ежегодных празднествах, посвященных богине, которые были, пожалуй, одними из самых ярких и незабываемых в Древнем Египте.
Дендера. Колонны пронаоса храма Хатхор
Яркие и живописные изображения путешествий богов в ладьях из одного храма в другой встречаются редко. Сохранившиеся изображения времени Нового Царства показывают, как священная ладья покоится на носилках, которые несут к грандиозной процессионной ладье для того, чтобы священная ладья совершила свое путешествие по Нилу. Нос и корма ладьи украшены эгидами, а в ее центре восседает божество, частично скрытое под белоснежными тканями. На тех изображениях, которые еще сохранили цвет, можно различить остатки золотой краски ладьи и украшенного драгоценными камнями паланкина.
Религиозные традиции храма Хатхор в Дендере тесно связаны с теми, что проводились в храме Хора в Эдфу. Эти божества являлись супругами. В каждом храме они составляли триаду вместе с их сыном, который везде носил разные имена.
Дендера. Маммизи Нектанеба II
Имя Хат-Хор означает «подворье Хора», а триада Хатхор из Дендеры и Хора из Эдфу включает их сына Ихи, бога музыки, изображавшегося с локоном юности. Дважды в год, в дни рождения каждого из божеств, праздновался день «Благого воссоединения». Тогда ладья со статуей богини Хатхор из ее святилища в Дендере плавала вверх и вниз по Нилу, а статуя Хора спускалась вниз по течению с великим ликованием. Когда ладьи встречались, их опоясывали веревкой в знак объединения. А затем уже вместе судна отправлялись к храму, для празднования божественного воссоединения двух супругов с песнями и молитвами.
Это было непрестанное движение, поскольку из-за географических условий путешествия были слишком трудны, если не сказать невозможны, ни на чем, кроме лодок. Нил был жизненно важной артерией, связывавшей Верхний и Нижний Египет, наилучшим способом путешествия священных ладей, принципом составления переписи населения раз в два года и проведения празднеств и фестивалей.
Ожерелье Усех и менат — священные атрибуты богини.
Рельеф на стене крипты храма в Дендере
Путешественникам было несложно добраться до реки, у ее же берегов строились все храмы. Вся идея взаимодействия в Египте была настолько тесно связана с идеей путешествия, что путь на юг означал не что иное, как плыть вверх по течению, а на север плыть вниз по течению. Лодки были настолько обыденным явлением в Древнем Египте и так сроднились с понятием о торговой жизни, что не удивляют их многочисленные находки на изображениях и среди погребального инвентаря. Однако, настоящая модель священной ладьи, на которой бы находилась статуя бога во время священной процессии, еще не найдена. Лишь плохо сохранившиеся изображения на рельефах показывают нам процессии в честь бога Амона.
Из-за недостаточности письменных источников, мы можем лишь предполагать, как проходила подготовка к столь важным событиям. Такие гипотезы очень важны, поскольку, зачастую, именно благодаря им мы можем попробовать реконструировать и понять жизнь древних египтян. Возможно, изучая настоящее, мы сможем лучше понять прошлое: национальные и религиозные праздники в Египте в наши дни предполагают строительство различных суден в особых святых местах для путешествий делегаций туда, где проводятся праздники. По-видимому, что-то похожее происходило и во время создания священных ладей.
Храм Дендеры (Тентирис в греческой транскрипции) располагается в 60 километрах к северу от Луксора и в 8 километрах к западу от Кены, в месте, где Нил делает большой изгиб на запад. Если следовать надписям в крипте храма, первые постройки в этом месте были сделаны еще во времена Последователей Хора — легендарных царей глубочайшей древности. Записи об этом раннем периоде истории сохранились на кожаных свитках. Когда храм был перестроен во времена фараона IV династии Хуфу, высокопоставленный чиновник Сенени был руководителем организации Путешествия Хатхор в Эдфу в месяц Эпифи.
Учесет нефру — «поднимающая красоты» — священная ладья
Хатхор, изображенная на стене святилища ладьи в Дендере
Другой праздник в храме Дендеры проводился по поводу наступления Нового года, когда статую Хатхор, которая, как считалось, постепенно в течение года теряла свою силу в темном святилище, выносили на крышу храма, чтобы она наполнилась энергией восходящего солнца. Этот праздник изображен в первом зале храма, по обеим сторонам которого есть проходы на крышу.
Прекрасно сохранившиеся рельефы на стенах повествуют о том, как процессия поднимается и спускается с храмовой крыши: Фараон, следующий за жрецом, процессия. Одни жрецы одеты в маски, изображающие божеств, другие рассыпают благовония и поют или хлопают в ладоши. Один жрец читает что то из свитке папируса. Позади него жрицы, возглавляемые старшим жрецом, несут две шкатулки. Затем следуют несколько жрецов, несущих паланкин, в котором покоится статуя Хатхор. Пока процессия поднимается на крышу, жрецы поют долгий гимн, слова которого выписаны на стенах. Доставив статую на крышу храма, жрецы проводят необходимые ритуалы, и процессия спускается на вторую лестницу, оставив статую в святилище на крыше.
У богини Хатхор множество эпитетов. Она известна как повелительница Дендеры, хозяйка священной сикоморы, ее храм известен как Храм систра — ее священного символа, музыкального инструмента, напоминающего трещотку. Иногда Хатхор изображается в виде коровы, иногда в виде женщины с коровьей головой, а позже в виде женщины с коровьими ушами. Ее культовым центром была Дендера, но эта богиня была известна и на Синае, и в Финикии и даже в Пунте.
Этот великолепный храм, построенный в основном из песчаника, один из лучших примеров сохранившихся храмов эпохи Позднего Египта. Он сохранился практически неповрежденным, потому что был похоронен под песками до середины XIX века, когда его нашел Огюст Мариетт. Когда археологи освободили этот храм от песка, его стены все еще хранили имена великих фараонов Египта: со времен Древнего Царства и до периода правления Шабаки во время XXVI династии, когда внешние стены его были отреставрированы. Нектанеб, последний египетский фараон, построил в храме маммизи Хора, ставшее одним из первых святилищ подобного типа.
В настоящее время храм выглядит так, каким он был во времена реставрации его Птолемеями и римлянами, она началась во времена последних Птолемеев и закончилась лишь спустя 185 лет в правление римского императора Тиберия.
Посвятив храм Хатхор, Птолемеи почтили одну из величайших богинь Египта. В то время храм испытывал на себе повышенное внимание при проведении различных праздников, проходивших несколько раз в месяц и длившихся по несколько дней. Некоторые из них были сугубо храмовыми, другие же, такие как, например, праздник Новой луны или Восхождение на небеса Птаха, праздновались по всей стране. Храм был также известен как исцеляющее место.
Дендера. Рельеф стены храма с изображением Исиды
перед Осирисом и Нефтидой
Во время власти греков и римлян маммизи продолжало существовать. Сохранившийся Дом рождения был реконструирован императором Августом рядом с руинами маммизи, построенного еще фараоном Нектанебом, а затем дополнен рельефами времен Траяна. Рельефы повествуют о рождении Хора, который вырос, низверг врагов своего отца Осириса и занял трон Верхнего и Нижнего Египта. Причиной акцентирования внимания на этой традиции была подчеркнутая избранность Хора богами, который отождествлялся с первым египетским фараоном, в качестве их наследника. И поэтому, каждый правитель, узнававший об этой традиции, старался доказать божественную преемственность своей власти. А ношение корон Верхнего и Нижнего Египта, получение священных инсигний давало право признания божественности власти.
Дом рождения, построенный императором Августом в Дендере, впоследствии стал использоваться как церковь в 5 веке, а между ним и маммизи Нектанеба была построена христианская базилика.
Что касается второй стадии реставрации храма Дендеры, она начнется в следующем сезоне и будет включать постройку центра информации, разбивку дорожек вокруг исторических памятников и организацию службы различных услуг.
© «Аль-Ахрам»
© Авторизованный перевод: Наталья Лебедева
© Фото — Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»
Пасть порву!
|