Мы хотим поделиться опытом индивидуальной поездки в Луксор от компании М-Турc.
Сразу хочу сказать, что не буду дискутировать с М-Турcом по поводу трактовки приведенных фактов. Они как умеют – так и защищают свой бизнес, хотя мне кажется, им было бы больше пользы, если бы они признали свой косяк. Если контора признает свои ошибки, то лично я готов с ней продолжать сотрудничество, так как косяки и нестыковки бывают у всех, их просто нужно уметь признавать и исправлять, а вот если она пыхтит и упирается рогом в землю со словами «сам дурак» - то нам с ней не по пути. И другим желаю поостеречься.
Диспозиция следующая: группа из 8-ми человек, плюс одна сотрудница М-Турса по имени Венера (отправлена в Луксор, дабы своими глазами увидеть то, что продает клиентам). Программа поездки – индивидуальная, в один день посещается и осматривается то, на что в стандартной ситуации уходит два дня. Откуда берется время на такой осмотр за один день? Очень просто – мы не ездим ни по каким рынкам и прочим магазинам. В результате времени получается более чем достаточно. Отсутствие шоппинга было категорическим условием всей группы при покупке этой экскурсии. По историческим местам нас должен водить РУССКОГОВОРЯЩИЙ гид.
Сразу оговорюсь, что я в Луксоре уже однажды был (три года назад), но по стандартной однодневной программе. Поэтому мне было с чем сравнивать…
Хроника поездки следующая. Достаточно комфортный автобус привез нас в Луксор к Карнакскому храму, где к нам подсела гид по имени Сабах (то есть «Утро» по нашему). И пошли мы осматривать Карнакский храм. Выяснилась, что гид не очень русскоговорящий. Примерно через 15 минут после начала похода мы научились понимать ее язык, то есть могли перевести в русское слово тот набор звуков, который она говорила. Долго пытались понять, то ли она говорит фразу «вот здесь», то ли «this is», то ли «it is», по-моему, она просто мешала русские слова вперемежку с английскими. Это не самое страшное. Самое страшное оказалось то, что словарный запас гида был очень узок, он ограничивался небольшим набором стандартных фраз по теме (храм, сфиникис – это значит сфинкс, фараон, царица, колонна, построен, разрушен и т.п.) и слова для их связки, плюс небольшой набор фраз бытового общения. Русскоговорящим гида назвать было нельзя даже с натяжкой. Может быть, она и является великим египтологом, но вот донести эту прорву знаний до русских у нее не получалось.
Пробежавшись по Карнакскому храму с гидом, нам было выделено 30 минут на фотографирование. Сбор был назначен возле скарабея. Придя немного раньше, мы спросили у гида, куда мы едем дальше. В результате чего с удивлением узнали, что едем дальше мы в магазины. ???? При помощи Венеры вопрос был урегулирован, и в магазины мы уже не ехали, но, странное дело, и до этого очень бедный на исторические детали рассказ гида оскудел окончательно. Напоминаю, что у нас была индивидуальная поездка, и люди, которые в нее поехали, хотели не просто похлопать на все это великолепие глазами и ушами, но и услышать и воспринять как можно больше информации об этом, о взаимосвязях и причинах.
Фиг. Гид еще не знает, что мы не едем в магазины, но по Карнакскому храму: об египетской письменной традиции – ни слова; об обряде с ладьей, для которой построены малые храмы в Карнакском храме, и чьи изображения часто представлены на стенах – ни слова; о картушах – ни слова; об истории раскопок храма – ни слова. Это только то, что я вспомнил после стандартной поездки трехлетней давности с нормальным гидом. Но после того, как гид узнала об отсутствии в программе магазинов, пришел полный пипец. Два раза гид попросту терялся. Один раз в погребальном храме царицы Хатшепсут (мы уже ее подождали в указанном месте, мы уже сами все нашлись! :)) мы уже в автобус залезли, а ее все нет. Потом нашлась.) Другой раз в Долине Царей. Причем у нее были билеты от поддельной (как потом оказалось, и не знать этого она не могла) гробницы Тутанхамона. И вот пол-группы носится по Долине Царей (кто был в этом пекле, тот поймет), и ищет гида, дабы изъять у нее наши билеты. Ничего, нашли. Сидела в тенечке под навесом.
Рассказ гида после посещения Карнакского храма приобрел совсем поверхностный характер. На уровне: «Здесь был Александр Македонский. Он снес тут четыре колонны и приказал построить это святилище. Вот нарисован его картуш.» При этом напомню, что такое картуш не знает никто (это было в Луксорском храме).
В Долине Царей: гробница состоит из нескольких частей, в конце обычно стоит саркофаг. Идите теперь в три открытых, посмотрите. Ни про роспись гробниц, ни о практике мумификации, ни о христианах, которые одно время жили в этих гробницах и оставили там свои росписи по стенам, ни о пересекающихся гробницах – ни слова.
В погребальном храме царицы Хатшепсут: вот нарисован Бог с головой сокола – Бог-защитник, вот богиня плодородия – в виде коровы, вот еще одна богиня плодородия, в другом виде. Вот здесь со стены соскребли изображение царицы Хатшепсут. А зачем там богиня плодородия? Зачем звездное небо нарисовано? В чем вообще смысл всех этих погребальных и поминальных храмов для древних египтян?
Ну и все в таком духе.
В процессе перемещения между историческими местами участники экскурсии обменивались мнениями. Все сошлись на том, что гид совершенно не выполняет своих функций. Была с этим согласна целиком и полностью и Венера. Но она человек подневольный… Попытки расшевелить гида с помощью прямых вопросов «а почему так, а не иначе?» закончились плачевно. Выяснилось что на эти вопросы могут быть только два ответа: первый – наше государство это реставрирует, второй – это сделали христиане. (или крестьяне, черт ее знает. Во всяком случае, я не верю, что христиане снесли башку статуе Девы Марии в Луксорском храме).
Подводя итог, я скажу следующее (это мое мнение и я никому его не навязываю): если не брать во внимание гида, то все было великолепно (не буду упоминать про двух арабов, которых подсадил водитель в автобус, благо места были, и которые всю дорогу от Луксора до Хургады болтали на весь автобус, ни на секунду не замолкая. :). Но если добавить к этому великолепию гида, то получится полный отстой. Т.к. мы не получили того, за что платили деньги. Если вы пойдете слушать русские романсы в исполнении Хворостовского, а вам вместо него выставят некоего африканца из намбо-тумбо, который знает слова «с новым годом» и «Але, гараж», то как вы к этому отнесетесь? В результате просто потерялся смысл этой экскурсионной поездки вообще, и индивидуальной экскурсионной поездки, в частности.
То, что (по словам М-Турса) все остальные остались довольны поездкой – неправда. Повторюсь, что вся группа была крайне недовольна, включая и Венеру, которая просто офигевала и не знала, куда от нас глаза девать. Но говорить об этом или нет – их право.
Следующая экскурсия – остров Гифтун – про которую ребята из Гранд Азур Горизона уже написали (посмотрите отчет alladina на следующей странице), привела нас к мысли об отказе от последней экскурсии - дайвинг, (причем это было бы мое не первое погружение). Я просто испугался, что с такой организацией двух первых экскурсий с третьей можно просто не вернуться.
То, что написали ребята про Гифтун – правда. И про еду, которая должна была быть шведский стол, а оказалась порцией неизвестно чего, оставшегося после обеда команды катера, даже без возможности добавки (ее просто не было). И про пресный шланг (мне плевать, что «его обычно может и не быть». Я специально при оплате этой экскурсии в М-Турсе спрашивал, будет ли пресный душ. Будет, ответили мне. И если ответили, что будет, то он должен быть. И никак иначе.) И про саму экскурсию, которая у всего корабля называлась «коралловые острова», а у нас – «Гифтун», и стоила в два раза дороже. И про отношение в М-Турс к возникшим проблемам. Причем, что интересно, русский менеджер – Ольга – при нашем рассказе хваталась за голову, особенно когда Венера подтверждала, что «да, так оно все и было». Но владелец конторы – араб с каким-то именем на М (Мунтасер, вроде), делал морду кирпичом, надувал щеки и заявлял, что тот гид – самый-самый гид, и раз остров был, значит и все претензии надуманны.
Вот такой расклад. Если контора обещает за меньшие деньги дать вам то, за что тур-оператор хочет большие деньги, то она должна вам это дать. Дать больше услуг и сервиса, чем было обещано – можно, меньше – нельзя. И до тех пор, пока товарищи призывают отдать бабки, а затем расслабиться и получить удовольствие, позволив отыметь себя за свои же деньги, на форумах вместо положительных отзывов и эмоций будут появляться вопли «Сюда – не ходи! Туда - тоже. Вон туда – попробуй, но мы ничего не гарантируем»
ТО Ольга из М-Турс: Оль, то что ты лопухнулась с деньгами – это твоя проблема. То, что у нас появилась возможность в результате твоей ошибки как-то компенсировать свои потери – удача для нас, по-другому не скажешь. Очень редко бывает так, что тебя кинут, а потом ты сможешь как-то остаться при своих. Ты почему-то умалчиваешь, что когда ты поняла, что лопухнулась, мы связались с тобой, мы встретились с тобой, и мы вернули тебе большую часть денег. Про грабеж средь бела дня кричать не стоит, я сам скажу. Я не вернул тебе только 5дол из 25, при том, что оплатил тебе экскурсий на 160дол. По-моему, 5 дол за гида в Луксоре и «Гифтун», который на самом деле является «коралловыми островами», да еще за двух человек – это даже компенсацией морального ущерба назвать трудно. Мне выпал шанс, и я им воспользовался. Так же как и вам был шанс сделать все по-человечески, а вы все сделали через одно место.
Дискутировать ни с кем по данному случаю не буду. Если интересуют какие-то подробности, спрашивайте – напишу. А препираться с поклонниками или противниками «имения себя через расслабление за свои же деньги» - нет времени. Отпуск кончился! :(
В рваных кедах "Adidas" не догонит страус нас...
|