http://www.sobkor.ru/lenta/news-dir/35391.html
Что вырастает от ГМ-продуктов?
Пока российские власти решают, как именно проинформировать население о том, что потребление генетически модифицированных продуктов питания может иметь любые последствия, российские сторонники ГМ-продуктов пытаются «втихую» внедрить их массовое выращивание...
Использовать ГМ-продукты в пищу и в мире, и в России официально не запрещено, поскольку их влияние на здоровье человека пока не изучено.
Однако в европейских странах человек, рискнувший купить ГМ-продукты, в обязательном порядке получает информацию о рисках, связанных с их употреблением. И в условиях конкуренции с «нормальными» производителями поставщики ГМ-продуктов находятся в заведомо невыгодном положении: мало кто хочет рисковать своим здоровьем и здоровьем потомства. В России же законодательной базы для регулирования продаж таких продуктов нет.
Актуальна ли проблема ГМ-продуктов для России? Крайне! Потому что американские производители генетически измененных пищевых продуктов (главным образом – фирма Monsanto, терпящая в последнее время огромные убытки) пытаются пробиться на перспективный российский рынок, предлагая выращивать «красивые и дешевые» фрукты и овощи. Сторонники массового распространения ГМ-продуктов, и в первую очередь академик Константин Скрябин, глава фирмы «Биоинженерия» (партнер Monsanto), делают упор на то, что ГМ-продукты безвредны и дешевы, а потому потребителям нет смысла знать, покупают ли они ГМ или обычные продукты. Кроме того, г-н Скрябин, имеющий неплохие связи с отдельными чиновниками правительства, пытается «втихую», без общественной дискуссии, внедрить выращивание в массовом порядке ГМ-сельхозкультур – прежде всего, картофеля и свеклы. При этом очевидно, что Скрябиным движет даже не научный интерес, который, кстати, также весьма часто бывает опасен для общества, а коммерческая привлекательность проекта. В своих интервью академик заявлял, что хочет заработать на продаже ГМ-продуктов своим соотечественникам «миллионы долларов». Правда, пока слабым местом его бизнес-плана является то обстоятельство, что большинство покупателей при выборе между дешевыми ГМ-продуктами и привычными продуктами питания предпочитают последние.
Представители ЕС, отвечающие за безопасность продуктов питания, отмечают, что подобное «тихое внедрение» еще не исследованных на предмет последствий для здоровья человека продуктов питания – случай вопиющий. Во-первых, в Европе допустимо лишь очень низкое содержание ГМ-составляющих в продуктах, во-вторых, промышленное разведение генетически модифицированных культур запрещено. Это связано с тем, что достоверно влияние ГМ-продуктов на здоровье человека пока не выяснено, а потому считается потенциально опасным. Кроме того, в Европе сильно общественное мнение, направленноепротив ГМ-индустрии в принципе.
По сравнению с европейцами, россияне находятся в информационном вакууме относительно потенциальной опасности ГМ-продуктов. И это развязывает руки производителям и экспортерам таких продуктов. Дело в том, что Санэпиднадзор разрешает использовать в продуктах до 5% ГМ-источников. Но сегодня практически от самих производителей продуктов питания зависит, зарегистрировать или не зарегистрировать то, наличествуют ли в продукте генетически модифицированные источники, или нет.
Сейчас в Международной Ассоциации Потребителей пытаются сделать первый шаг в решении этой проблемы – законодательно закрепить норму, по которой производители продуктов будут обязаны информировать россиян о ГМ-составляющих. Цель данной инициативы – если люди рискуют своим здоровьем, то пусть хотя бы они делают это осознанно. Подготавливаемый законопроект предусматривает обязательное наличие на этикетке или упаковке продуктов питания информации о содержании в них ГМ-источников.
Правда, если закон примут, то для того, чтобы он действовал в полную силу, необходима еще одна составляющая – информационная. России неплохо было бы перенять европейский опыт – прежде всего в создании адекватного общественного мнения о ГМ-продуктах. Тогда их продажа в России, как и в Европе, будет обречена с точки зрения конкурентной борьбы.
|