Хотя копты и считают себя православными, на самом деле они выделились в самостоятельную ветвь христианства еще в V-VI вв., когда еще не существовало разделения на католиков и православных.
В 451 году IV Вселенский (Халкидонский) Собор осудил ересь Константинопольского архимандрита Евтихия, который, отрицая несторианство, впал в противоположную крайность и стал учить о полном слиянии Божественной и человеческой природы во Христе. При этом Божество неизбежно поглощало человечество (т.н. монофизитство). 630 епископов Собора утвердили антиномическую истину о том, что две природы во Христе соединены "неслиянно и неизменно" (против Евтихия), "нераздельно и неразлучно" (против Нестория). Из этой монофизитской ереси и появилась коптская ветвь христианства, а также армянская церковь. Ее довольно жестоко преследовали традиционные христиане, разделившиеся на православных и католиков только в XI веке.
В 646 г. Египет захватили арабы, копты-монофизиты, многократно испытавшие на себе тяжесть византийских религиозно-политических преследований, встречали арабов как освободителей. С этого времени Коптская церковь обрела независимость и религиозную свободу - от греческих, но не от мусульманских властей. Радость египетских христиан (копты, давшие миру Антония, Макария, Пахомия, Онуфрия, - всех вошедших в историю православной церкви и монашества с эпитетом "Великий" - доныне считают и называют себя православными) была преждевременной. Вскоре репрессии со стороны фанатиков-магометан приняли равно жестокие формы по отношению ко всем христианским конфессиям.
Спустя более тысячи лет египетские копты готовы были - в середине XIX столетия - воссоединиться с Русской православной церковью, но ни в коем случае не с Греческой. Культурологические и национально-политические размежевания были сильнее и глубже собственно религиозных.
Ваш семейный парасхит
|