Вот для общего развития подивитесь, где нам жить приходиться:
вполне прагматическое внимание городского руководства к проблеме предотвращения конфликтов, задачам достижения согласия и взаимопонимания в области социальных, межэтнических и межконфессиональных отношений диктуется особенностями положения Москвы как крупнейшего мегаполиса в пространстве СНГ.
В Москве складывается сложная, напряженная и далеко не всегда ясная этноконтактная ситуация. Эта ситуация обуславливается масштабными миграционными потоками, образованием в городе крупных диаспор, усилением социальных и культурных различий между доминирующим русским большинством и представителями отдельных этнических меньшинств. Возникли качественно новые и масштабные факторы этнических процессов, которые уже на современном этапе серьезно влияют на социально-психологический климат в столице, а в дальнейшем могут негативно отразиться на уровне социально-политической стабильности и безопасности жизни города. Ситуацию осложняют изменение этнодемографического баланса Москвы за счет неконтролируемого притока переселенцев, в основном из бывших советских республик при одновременном естественном сокращении численности коренных москвичей, быстрая социальная дифференциация и маргинализация не только вновь прибывших мигрантов, но и значительных групп русского большинства вследствие характерных именно для Москвы высоких темпов социально-экономических преобразований и культурной трансформации.
Если к концу 80-х годов прошлого века численность этнических меньшинств не превышала 10% от общей численности населения Москвы, то к 2001 году ситуация резко изменилась: реальная численность нерусского населения столицы перевалила через этот рубеж и, по некоторым оценкам, приближается к уровню 30%. Это значит, что теперь не только градообразующими (не менее 1% общей численности населения города), но и градоопределяющими (не менее 10% жителей города) становятся наряду с коренными москвичами крупнейшие диаспоры, прежде всего выходцы из южных республик СНГ. Самочувствие этих групп зависит от мировой геополитической обстановки и ситуации на их родине, а также от состояния отношений соответствующих стран с Россией и Москвой.
Даже при отсутствии в Москве открытых межэтнических и межконфессиональных конфликтов ситуация в городе далека от стабильной в социально-психологическом плане. Многие москвичи воспринимают беженцев и мигрантов, представителей нерусских и неславянских групп как конкурентов в социальной сфере, особенно на рынке жилья и труда, обвиняя их в ухудшении своего материального положения. Серьезной проблемой становится рост ксенофобских настроений, в основном этнических фобий. Доброжелательность по отношению к людям разных национальностей в массовом настроении порой меняется на негативное, когда “чужаки” рассматриваются в качестве сплоченной группы и с ними связывают определенный стереотип: культурный, конфессиональный.
и еще:Преимущественно негативная форма адаптации населения к социально-психологическим трудностям на фоне растущей этносоциальной стратификации городского населения. Важным стабилизатором группового поведения становится образ врага, борьба с которым компенсирует чувство страха и незащищенности. На этой почве развиваются этнические и конфессиональные фобии, усиливается ксенофобский подтекст отношения к мигрантам, стимулируются расистские комплексы и агрессивный национализм. В силу компенсаторной природы этих настроений они носят непродуманный, спонтанный характер, могут гаснуть и вспыхивать при малейшем эмоциональном поводе.
Особая опасность этих настроений состоит в том, что они имеют групповую направленность, формируют негативную групповую идентичность в отношении представителей других культур и национальностей. Если к отдельно взятому “чужаку” отношение может быть терпимым или нейтральным, то коллектив мигрантов или представителей национальных меньшинств вызывает тревогу, а попытки их групповой мобилизации воспринимаются как угроза.
3. Ущербный, негативный характер адаптации многих мигрантов.
Иррациональная мигрантофобия большинства в сочетании с неопределенным правовым положением многих мигрантов, в свою очередь, затрудняет интеграцию диаспор в жизнь города. В сообществах недавно приехавших обнаруживается четкая тенденция в формировании сугубо маргинальной культуры, которая затем воспроизводится у их потомства. Чувства подавленности, ощущения враждебного окружения компенсируются, с одной стороны, развитием избыточного коллективизма (клановость, семейственность и т.п.), с другой - появлением негативного образа Москвы и русских как “зарабатывающих” на проблемах мигрантов.
4. Дезинтеграция образа Москвы в восприятии москвичей и этнических мигрантов.
По данным социологических опросов, в массовом сознании москвичей доминирует традиционный образ Москвы как главного русского города и его инокультурных жителей как гостей столицы. В то же время в сознании иноэтничных мигрантов последних лет формируется образ Москвы как исключительно делового центра, лишенного эмоционального культурного контекста и особого символического значения. Даже если растущее инокультурное меньшинство не создаст быстро большого демографического давления, оно нарушит единство ментального и символического пространства Москвы. В отличие от новопоселенцев, коренному населению еще предстоит осваивать образ Москвы как центра многих диаспор и представление о новых диаспорах как градообразующих и градоопределяющих общностях.
Опасность дестабилизации межкультурного общения “большинства - меньшинства” в столице тесно связана с возникновением ряда новых нетрадиционных проблем безопасности: угроза международного терроризма, массовые, глобальные, в том числе нелегальные перемещения людей; трансграничная преступность, особенно наркоторговля и контрабанда; трансформация мегаполиса в центр культурного пограничья и образования групп диаспорного типа; распространение ксенофобии не только среди маргинальных групп, но и в средних слоях, традиционно считающихся оплотом демократии.
|