В среду, 2 июля, авиакомпании, выполняющие чартерные рейсы из аэропорта «Шереметьево», получили письменное уведомление за подписью начальник центра оперативного управления аэропортом Тимченко, в котором сообщается, что «в связи с не подписанием договора со стороны заказчика на предоставление дополнительных услуг при выполнении чартерной программы мы вынуждены пересмотреть ранее выделенные слоты на время, не предусматривающее дополнительные сборы с заказчика, с 5 июля 2003 г?».
Речь в телеграмме идет о злополучном «Договоре на оказание дополнительных услуг при выполнении чартерной программы № 78-03Ч», который принципиально отказываются подписывать операторы, заказывающие чартеры из «Шереметьево». С помощью этого документа аэропорт вводит дополнительный сбор от $2 до $7 долларов США с каждого туриста за удобное время вылета самолета. По данным ГСГА, из «Шереметьева» в будние дни выполняется 3-5 чартерных рейсов, по субботам - 8-9, по воскресеньям - 13-15. Таким образом, над рейсами авиакомпаний «ВАСО», «Континентальные авиалинии», IJT и других в очередной раз нависла реальная угроза ночного вылета.
В очередной раз - потому что операторы отбиваются от этих поборов «Шереметьево» уже больше года. Началась эта история в конце марте 2002 г., когда аэропорт возглавлял Сергей Беляев. Операторам вдруг было объявлено, что с 15 мая 2002 г. вводится дополнительный сбор за выполнение чартерных рейсов в период с 8.00 до 18.30. Чем удобнее время вылета, тем выше сбор. А «неоплаченные» чартеры будут вылетать ранним утром или ночью (RATA-news от 26 марта 2002 г.). Подано это было под «соусом» улучшения качества обслуживания пассажиров.
Авиакомпании возмущались, но платили «оброк» вплоть до 30 марта 2003 г., причем деньги, разумеется, брали с туристов. Избавить их от этих поборов помог случай. На одном из рейсов в Хургаду летел сотрудник Федеральной энергетической комиссии (ФЭК) РФ, которая как раз и регулирует тарифы аэропортов за взлет-посадку, обеспечение авиабезопасности, пользование аэровокзалом и обслуживание пассажиров. Этот компетентный господин очень удивился, когда при оформлении тура с него взяли тот самый «шереметьевский» сбор, и 30 декабре 2002 г. в адрес руководства аэропорта поступило официальное письмо ФЭК, уведомляющее «Шереметьево» о недопустимости дополнительной платы за обслуживание пассажиров чартерных рейсов.
Ответ последовал лишь 11 февраля 2003 г. Цитируем этот удивительный документ, адресованный заместителю председателя ФЭК Андрею Лаврищеву: «?Данная плата введена в рамках коммерческой политики, проводившейся действовавшим в то время руководством ОАО «Международный аэропорт Шереметьево». Учитывая, что взимание дополнительной платы за обслуживание в аэропорту пассажиров эксплуатантов Российской Федерации не предусмотрено приказом Минтранса РФ от 02.10.00 № 110 и не согласовывалось с федеральным органом власти по регулированию естественных монополий на транспорте, в адрес авиакомпаний направлены извещения об отмене платы, введенной в сентябре 2002 г. И.о. генерального директора Е. З. Бахтеев».
Оценить степень цинизма этого заявления могут только авиакомпании, которые начали платить «оброк» гораздо раньше сентября 2002 г. и продолжали еще полтора месяца после даты отправления письма. По экспертным оценкам, за это время аэропорт получил за «дополнительные услуги» порядка $5-7 млн. Во всяком случае, только IJT заплатила $1150 тыс. Тем не менее, с 29 марта 2003 г. авиакомпании дополнительный сбор платить перестали. И тогда «Шереметьево» взялось за туроператоров.
С апреля 2003 г. аэропорт пытается заставить заказчиков рейсов подписать тот самый «Договор на оказание дополнительных услуг при выполнении чартерной программы». Весьма любопытно формулируется в этом документе суть дополнительных услуг, под которой маскируется удобное время вылета чартеров. Статья 1 гласит: «?Исполнитель обязуется оказать дополнительные услуги по консолидации клиентов Заказчика в туристические группы, их ускоренному оформлению, подготовке и координации прохождения паспортного контроля, а Заказчик обязуется оплатить эти услуги». Поскольку все предлагаемые «допы» - прямая обязанность самих турфирм и представителей авиакомпаний, операторы платить за навязываемые услуги не соглашаются. Но «Шереметьево» настаивает, причем теперь аэропорт требует, заказчики чартерных программ подписали этот договор задним числом и внесли дополнительную оплату за каждый рейс, начиная с апреля 2003 г.
Вышеупомянутая телеграмма стала последней каплей, переполнившей чашу терпения операторов. Вчера Российский союз туриндустрии направил письмо на имя первого заместителя министра транспорта РФ, руководителя ГСГА Александра Нерадько. Как сообщил RATA-news начальника управления Федеральной энергетической комиссии РФ по регулированию естественных монополий в морских, речных портах и аэропортах Андрей Хвастунков, ФЭК уже возбудил дело против ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» по признакам нарушения федерального закона № 147 «О естественных монополиях». Сначала рассмотрение дела было запланировано на 30 июля, но сегодня в адрес руководства аэропорта поступит уведомление о том, что дело будет рассматриваться раньше - 15 июля.
Г-н Хвастунков разъяснил, что по итогам рассмотрения дела «Шереметьево» может получить предписание о прекращении дополнительного сбора и перечислении незаконно полученной прибыли в бюджет государства.
Вчера в конце рабочего дня аэропорт «Шереметьево» известил авиакомпании о том, что перенос вылета чартеров на ночное время отменяется.
Анхар (проект "Иорданский клуб")
انهار
|