"...Гигантская усыпальница царя в древнеегипетском языке именовалась мер; слово «пирамида», пришедшее в европейские языки из греческого, переводится как «пшеничный хлеб». У египтян был конический хлеб, именовавшийся бен-бен, также как и пирамидион, венчающий царскую гробницу, и своей формой символизирующий предвечный холм, акт творения вселенной божеством, священную эмблему города Гелиополя, древнейшего центра культа солнечного бога. Одновременно бен-бен символизировал и солнечные лучи, материализовавшиеся в камне. Тексты пирамид говорят о лучах солнца как о лестнице, по которой царь восходит на небо, о лестнице, которую так напоминают первые египетские пирамиды.
В целом, пирамидный комплекс можно рассматривать как огромный последний дом царя, в котором «нижний» храм – это ворота, крытая дорога – входной коридор, заупокойный храм – вестибюль, двор, портик и зал приемов, а погребальные покои – самые тайные, сокровенные помещения этого сакрального дворца, в которых царь спит, чтобы проснуться и, «омывшись» и «одевшись», то есть трансформировавшись и сменив воплощение и форму, предстать перед ликами обитателей иного мира. Отличительная особенность этого «дворца» – сама пирамида, сочетающая в своей форме солярную и хтоническую символику, являющаяся неподвластным времени символом воссоединения земли и небес, прославляющим царя, божественного преемника создателей вселенной... "
"...Пирамиды, причисленные греками к чудесам света, были сооружениями, вокруг которых с течением времени образовывались целые «города мертвых» из мастаб – трапециевидных гробниц знати, которая и в посмертном пути хотела сохранить верность своему господину. Каждый пирамидный комплекс включал в себя, начиная с эпохи Снофру, основателя IV династии, помимо самой гробницы – «горы», «верхний» заупокойный храм, расположенный с восточной стороны и соединенный длинной крытой дорогой с находящимся в долине «нижним» храмом, маленькие пирамиды цариц, а также пирамидку, предназначенную для царского Ка. Жертвоприношения умершему царю совершались в «верхнем» храме, в центре которого находился вымощенный черным базальтом или белым алебастром двор, по периметру которого стояли массивные столбы из красного гранита; стены главных помещений храма были богато декорированы раскрашенными рельефами. Вокруг находились многочисленные хранилища и само святилище с ложной дверью, символически обозначавшей вход в пирамиду, а вернее, выход, через который храм посещал усопший царь. Храм и пирамида были окружены от внешнего мира специальной стеной. На внутренней территории часто располагались каменные доки для священных царских ладей – символических или настоящих, подобных знаменитому судну Хуфу, погребенному в разобранном виде в песках неподалеку от Великой пирамиды. От заупокойного храма крытая дорога вела к «нижнему» храму, перед которым обычно было озеро, соединенное с Нилом специально прорытым каналом.
Подобным образом когда-то выглядели большинство пирамидных комплексов египетских царей. Впрочем, исключения из этого правила имеются: совершенно по другим принципам был возведен комплекс первой египетской пирамиды, построенной зодчим Имхотепом для своего царя Джосера; некоторые отдельные фрагменты комплекса Джосера воспроизвели вокруг своих пирамид и цари V династии, вернувшиеся от громад Гизы к седой древности Саккары. Их традицию восприняли Сенусерт III и его сын Аменемхет III при постройке своих пирамид в Дахшуре и Хаваре.
Погребальный ритуал, основные части которого проводились в помещениях пирамидного комплекса, обеспечивал трансформацию умершего фараона в бессмертный дух, гарантировал его возрождение. Об этом сами за себя говорят названия многих пирамид – «Сияющий Снофру», «Горизонт Хуфу», «Божественен Менкаура», «Ба Сахура сверкает», «Божественна Ба Неферефра» или «Аменемхет поднялся в совершенстве». Шесть из двадцати шести известных древних названий пирамид связаны с «восхождением» царя, пять – с его «упроченностью», восемь говорят о пирамиде как о «месте» или «троне», которые «процветают», «чисты», «божественны» и «совершенны». Вместе с царем в бессмертие шли и тысячи его приближенных, оставившие свои тела в мастабах, тесными рядами окружающих громаду царской гробницы.
В глубине каменной толщи пирамид скрывалась самая важная часть всего комплекса – вестибюль и погребальная камера царя, а также несколько хранилищ. В 1881 году братья Эмиль и Генрих Бругши совершили сенсационное открытие: на стенах погребальных помещений пирамиды Унаса, последнего царя V династии, они обнаружили вертикальные столбцы иероглифических знаков – знаменитые Тексты пирамид, старейший корпус религиозных текстов древности. Вскоре тексты были выявлены и в пирамидах фараонов VI династии – Тети, Пепи I, Меренра и Пепи II. Германский египтолог К. Зете, подготовивший первое точное издание текстов, условно разделил весь свод на 714 изречений-заклинаний или параграфов. Новые тексты, обнаруженные в 1925 году в пирамидах Пепи II и его супруг Нейт, Ипут и Уджебтен расширили их число до 759. В процессе дальнейших археологических изысканий их количество еще несколько увеличивается. В каждой пирамиде есть как общие для всех, канонические тексты, так и уникальные, нигде больше не повторяющиеся. Все изречения Текстов пирамид можно разделить на пять больших групп: драматические тексты, гимны и так называемые «именные формулы», литании, «тексты просветления» и магические заклинания. Основная тема этого свода – вечное существование царя в загробном мире. Царь воссоединяется с богами, возрождается подобно Осирису, участвует в плавании солнечной ладьи по иным мирам, и, взлетая с поверхности земли подобно соколу, воспаряя на небеса к предкам, принимает облик одной из неразрушимых, вечных звезд вселенной.
В Текстах пирамид содержится огромное количество ссылок на отдельные мифы, в особенности на историю об Осирисе и противостояние Хора и Сетха; тем не менее, ни одно из сказаний не приводится полностью, и складывается такое впечатление, что весь текст считался слишком сакральным для воспроизведения без лакун. Даже само расположение текстов на стенах погребальных покоев пирамиды было глубоко символичным и подчинялось определенным правилам. Тексты читаются в зависимости от направления отдельных знаков справа налево, за исключением северных стен вестибюля и погребальной камеры, где они читаются слева направо, подчиняясь принципу движения текста из гробницы наружу. Тексты, предназначенные для вестибюля и для погребальной камеры, различны и не повторяются. Кроме того, на восточной стене вестибюля, параллельной западной стене заупокойного храма и направленной на восход солнца, находится ложная дверь, дающая возможность царю выходить из чрева пирамиды на свет дня. Расположение текстов соответствует порядку, по которому поднявшийся из саркофага усопший царь будет читать их, двигаясь из погребальной камеры в вестибюль и дальше по коридору. Его тело останется в саркофаге, подобно Осирису, пребывающему в Дуате, а Ба, наоборот, покинет мрак усыпальницы и направится к Ра, пребывающему в небесах. Вестибюль, именуемый ахет и расположенный восточнее погребальной камеры, служит, таким образом, горизонтом между Дуатом и дневным небом. В пирамидах царей VI династии стены коридора между этими помещениями покрывают тексты, повествующие о прохождении сквозь заросли тростника на горизонте, месте, где царь обретает просветление и, становясь нетленным духом, взмывает ввысь в мир иной..."
Солкин В.В. Египет. Вселенная фараонов. Москва, 2001. Стр.130-133.
|